Введение. Кафедра гуманитарных и социальных дисциплин

Кафедра гуманитарных и социальных дисциплин

КУЛЬТУРА УМСТВЕННОГО ТРУДА

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

Для студентов первого курса всех специальностей

Часть 1 (педагогический аспект)

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

Королев


Бузмакова Т. И. Культура умственного труда: Учебное пособие для студентов вузов. Часть 1 (педагогический аспект). Королев: КИУЭС, 2011 - 75 с.

Рецензент: Осипова Н.О., д. филолог. н.

Учебное пособие составлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта, утвержденного Министерством образования Российской Федерации, Учебных планов КИУЭС, утвержденных 28 сентября 2000 г., и программы предмета «Культура умственного труда» блока гуманитарных и социально-зкономических дисциплин в рамках высшего профессионального образования по всем специальностям.

В пособие включены задания для самостоятельных занятий, тесты, тренинги, практические работы и рекомендации с методическим сопровождением к ним по основным темам педагогического блока предмета. Пособие может быть использовано как для организации самостоятельной работы по саморазвитию и самоорганизации студентов-первокурсников для их успешной адаптации в вузе, так и в виде материала для аудиторных лекционно-практических занятий и текущего контроля знаний по предмету. Возможно использование в электронном формате.


ВВЕДЕНИЕ

_____________________________________________________________

Учебная дисциплина «Культура умственного труда» отличается от подавляющего большинства других дисциплин тем, что имеет непосредственную практическую направленность – ставит целью помочь формированию и развитию индивидуально-личностных умений и навыков умственного труда. Управление этим процессом, как показывают научные исследования и педагогическая практика, не только возможно, но и необходимо, особенно на этапе вхождения студентов в вузовскую среду. Этот период, когда они зачастую испытывают серьёзные затруднения в адаптации к новому коллективу, другим требованиям, формам обучения, ритму и интенсивности умственного труда, может затянуться или даже привести к потере интереса, снижению самооценки, разочарованию и в результате – к отчислению из вуза. Адаптационные способности могут быть заложены от природы или сформированы в школе, что, как показывает практика, встречается не часто. Однако то, что при стихийном развитии остаётся уделом избранных, в специально организованных условиях может стать среднестатистической нормой.

Данный курс предполагает не только сообщение студентам соответствующих теоретических знаний, но и, главным образом, вовлечение их в процесс саморазвития и самосовершенствования, осознания необходимости и важности овладения навыками освоения новых знаний, т.е. умением учиться.

Развитие определённой информационной компетентности требует использования активных форм обучения. К их числу относятся деловые игры, практические работы, упражнения, тренинги, целенаправленная самостоятельная работа. В то же время, обучающимся интересна и важна оценка их способностей, задатков, уровня развития тех или иных личностных качеств. Это необходимо им для формирования адекватной самооценки, правильного определения собственных возможностей, желаний и направления вектора дальнейшего саморазвития.

Настоящее издание призвано помочь им в этом, однако не претендует на основательную и всестороннюю психодиагностику. Его содержание ориентировано на обеспечение первичной общетеоретической грамотности в этих вопросах и, главным образом, оснащение студентов арсеналом практических методов, приёмов формирования и развития собственных способностей.

В сборнике представлены задания для самостоятельных занятий, тесты, тренинги, практические работы и рекомендации с методическим сопровождением к ним. В нём использованы авторские наработки, а также отдельные материалы таких отечественных и зарубежных учёных как О.А.Андреев, Г.Адлер, А.Бине, Т.А.Бусыгина, Т.Бьюзен, И.О.Вагин, А.Г.Войтов, Т.Вуджек, Л.С.Выготский, О.П.Елисеев, В.С.Кузин, Н.Латыпов, М.Микалко, С.Михайлов, Л.Москвина, М.С.Норбеков, Дж.Пауэлл, В.П.Пугачёв, Дж.Стайн, Г.С.Цыганов, Р.Дж.Штенберг и др.

За это названным и некоторым другим авторам выражаю искреннюю признательность. Особая благодарность Н.О.Осиповой и Смирнову В.А. за помощь и поддержку при подготовке данной работы.

Все материалы сборника апробированы на практике и адаптированы для работы со студентами первого курса. Для удобства использования они подобраны и систематизированы в соответствии с основными разделами программы предмета «Культура умственного труда».



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: