double arrow
Создание единой системы оценки квалификационной пригодности и заслуг и организация населения по профессиональным и квалификационным признакам

Информационные инструменты

Формирование единого образовательного пространства.

I.2. Причины децентрализации государственного управления в современном обществе.

Основной причиной децентрализации государственного управления является существенное усложнение объекта управления с одной стороны и неспособность эффективно управлять с помощью традиционных методов.

Усложнение объекта управления связанос переходом экономики современных государств на качественно новый уровень, который характеризуется наличием международной финансовой системы и международных финансовых институтов, высокотехнологичных производств, обеспечивающих быстрое обращение капитала, единой вертикальной системы разделения труда[4]. Все эти процессы в конце двадцатого века выводят экономику на международный уровень, предполагающий существенное ограничение государственного вмешательства в экономику. Результатом этих процессов становится все возрастающая роль межгосударственных политических институтов, предусматривающих возможность применения силы к отдельным государствам, чья политика не отвечают общепринятым стандартам, и нарушает международные нормы. Таким образом, существенному пересмотру подвергается сама идея государственного суверенитета.

Неспособность управлять с помощью традиционных методов связана с наличием административно-бюрократической системы управления. Дело в том, что сам способ организации иерархического административного управления с неизбежностью является причиной объективных недостатков ей присущих. Это явление получило название дисфункций бюрократического управления. Под дисфункцией управления понимается такое выполнение основной функции управления, при которой неизбежно возникает побочные эффекты, практически сводящие на нет эту функцию.




Можно выделить следующие дисфункции бюрократического управления[5]:

· Слабая связь управленческой иерархии с объектом управления и замкнутость бюрократии на выполнение формальных операций не связанных напрямую с реальным управленческим эффектом. Этот недостаток обусловлен тем, что в отличие от бизнес управления, где эффект от управленческого воздействия измеряется разностью вложенных и полученных денег, государственное управление предполагает достижение глобальных целей, таких как национальная безопасность, социальная, экономическая безопасность граждан. В этой сфере весьма трудно отделить эффект управленческого воздействия от эффекта, связанного с действием объективных экономических или политических причин. Поэтому эффективность административного управления в государстве является весьма проблематичным показателем и не может быть установлена на основе простого баланса вложенных и полученных средств. Применение же сугубо затратного метода предполагает возможность коррупции, нецелевого использования и пр.



· Безличность и централизация. Эти дисфункции тесно взаимосвязаны с предыдущей. Ориентация на процедуру управления, а не на результат порождает практику формализации действий управленца, практику отделения личности от должности, предполагающую перенос ответственности на более высокий, т.е. политический уровень управления, что приводит к излишней централизации и к безответственности чиновников на среднем и низшем уровнях управления.

· Наличие параллельной власти в системе административного управления. Эта дисфункция является результатом функционирования бюрократической системы. Она определяется тем, что усложнение экономических, социальных, политических отношений, возникновение новых институтов гражданского общества создают все новые вызовы административной системе. Изменения в нормативной базе , определяющие действия чиновника и формализация управленческих операций не поспевают за этими вызовами. В результате на низшем и среднем уровнях управления возникает ситуация неопределенности и возможности принятия решений, что способствует неофициальному перераспределению власти.

· Корпоративизм. В условиях отделения высшей политической и административной элиты с одной стороны и низшего и среднего административного звеньев, вокруг центров параллельной власти другой возникают тесно связанные общим интересом корпоративные группы, обладающие существенным ресурсом сопротивления политическим инновациям.






Сейчас читают про: