I.1. Принципы централизации государственного управления

Процесс формирования современных национальных государств можно охарактеризовать как последовательное подчинение основных сфер жизнедеятельности общества государственным институтам. Речь идет о таких сферах жизнедеятельности как политическая, экономическая и социальная. С момента своего формирования государство подчиняет себе политическую сферу, заявляя свою монополию на политическую власть. Реализация политической власти определяется процессом государственного управления, основная задача которого состоит в приведении объекта управления (общества) в соответствие с желаемым состоянием, которое определяется на уровне политической власти. Для реализации этой задачи необходимо доведение политического решения до всех институтов гражданского общества. Гражданское обществоструктурируется на основании двух основных принципов организации. Первый принцип организации представляет собой территориальную организацию населения. Этот принцип организации связан с местожительством (домохозяйством). Второй принцип связан с организацией по производственному принципу, предполагающему систему промышленного производства, развившуюся на основе отделения производства от домохозяйства[1].

Процесс централизации происходит одновременно с организацией государством объекта управления, а точнее с государственной политикой в сфере территориальной организации населения и в сфере организации населения по производственному принципу. При этом территориальный принцип организации является практически первым шагом государственной централизации и непосредственно связан с формированием системы прямого налогообложения. Как правило, проводимый государством принцип территориального управления, не совпадал с организацией населения существовавшей ранее (то есть по родовому принципу). Так, например, реформы Солона в Древней Греции были направлены на то, чтобы ликвидировать систему власти основанную на родовом авторитете аристократии, осуществляющую свою власть на основе родственных связей, не всегда совпадавших с фактическим расселением граждан. Необходимость построения флота приводит к тому, что места фактического проживания делятся по принципу единицы налогообложения, в которую входила совокупность домохозяйств, способная построить корабль - навкрария. В древнем Китае в качестве единицы прямого налогообложения принимается пять дворов[2]. В России необходимость построения флота и вооружения армии заставляет правительство Петра I изыскивать наиболее оптимальную единицу прямого налогообложения (дымы, дворы). Таким образом, территориальная организация населения представляла собой основной инструмент государственной централизации.

Второй тип организации общества, связанный с производством и с экономическим обменом в своей непосредственной форме, при возникновении также не совпадает с принципом отраслевого управления, который характеризует развитые национальные государства. Рассогласование принципа центрального государственного управления и производственно-экономической организации населения связан с тем, что на начальном этапе государственного строительства отмечается несовпадение политических и экономических центров общества[3]. Это рассогласование является серьезным препятствием для процесса государственной централизации. Преодолевается это рассогласование за счет упорядочивания системы косвенного налогообложения, введение государственного контроля над отраслями производства, торговых и финансовых сделок. Ведущим элементом этого процесса являлся процесс централизации финансов, связанный с формированием таких инструментов государственного управления как национальные банки и государственные бюджеты, определяющие структуры доходов и расходов государства в соответствие с финансово-экономической структурой.

Будучи наиболее крупным заемщиком свободных средств, государство упорядочивает процесс займа и погашения долга за счет аккумулирования средств в национальном банке, из которого кредитуется под государственные обязательства (ценные бумаги). В качестве меры, предохраняющей финансовую систему от кризиса, осуществляется контроль над эмиссией ценных бумаг на всей территории государства. Необходимость обслуживания долга заставляет государство упорядочивать систему косвенного налогообложения, что предполагает контроль над торговыми операциями и производством. Сведение доходов и государственных расходов в едином документе - бюджете приводит к упорядочиванию управления на финансово-экономической основе, что приводит к формированию системы отраслевого управления, совпадающей с территорией государства.

При этом расходная часть бюджета связана с реализацией политической власти государства и направлена на решение общенациональных задач, таких как оборона, поддержание правопорядка, социальная и экономическая безопасность общества.

Формирование национальной политики связано с ее обоснованием и зависит от легитимности власти. Последняя же в свою очередь непосредственно связана с процессом легитимации, то есть, всеобщего признания государственной идеологии, что позволяет представить задачи государственного управления как сферу всеобщего интереса. Процесс легитимации государственной идеологии связан с формированием единого единого культурного пространства, который завершает формирование национального централизованного государства. Это связано с централизацией символического капитала, который предполагает введение единой государственной системы, удостоверяющей степень квалификации и ценности человека. Государство наделяет символическим капиталом через вручение дипломов, ученых степеней, званий и пр., создавая таким единую систему образования, и единое культурное пространство на своей территории.

Таким образом, процесс централизации государственной власти включает в себя три основных процесса: территориальное управление, отраслевое управление и управление в культурно-символической сфере.


Основные принципы государственной централизации с соответствующим инструментарием.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: