double arrow
Местное самоуправление, местное управление, муниципальное управление

Становление местного самоуправления связано с переходом от феодальной системы общества к капиталистической и определялось самостоятельностью городов, которые были оплотом нарождающейся буржуазии. С середины XIX столетия самостоятельное управление общественными делами на уровне местного сообщества определяется как местное самоуправление. Основной проблемой при формировании института местного самоуправления была проблема разграничения тех функций, которые были установлены государством и местным сообществом.

Централизация государства в сфере кульурно-символической, функционально-отраслевой предполагала реализацию единых стандартов в сфере образования, здравоохранения и социального обеспечения. Таким образом, наряду с термином «местное самоуправление» существует и понятие «местного управления», предполагающее реализацию государственных полномочий на конкретной территории. Дадим определения «местного самоуправления» и «местного управления».

Местное управление это управленческая деятельность в местной территориальной единице, осуществляемая центральной властью или администрацией вышестоящего уровня управления.

Как проявление отличительных свойств этой системы, следует констатировать:

- реальность назначения должностных лиц вышестоящим государственным органом;

- включение органов местного управления в систему государственного управления;

- общегосударственный характер решаемых местным управлением вопросов.




Однако эта система имеет определенную самостоятельность, которая выражается в следующем:

- она должна существовать как организованное целое, наделенное такими корпоративными полномочиями, как право выступать истцом и ответчиком в суде, заключать контракты, иметь собственность

- должна носить управленческий характер;

- единица должна обладать значительной автономией, проявляющейся в финансовой и административной независимости, подчиняясь только требованиям закона и надзору.

Под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.

Тем самым, среди отличительных признаков местного самоуправления следует выделять:



- относительную самостоятельность местного самоуправления, по отношению, прежде всего, к органам государственной власти. Обладая собственной компетенцией местное самоуправление, его органы являются самостоятельными и независимыми, но в пределах установленных компетенцией местного самоуправления;

- избираемость органов и должностных лиц местного самоуправления как проявление самостоятельности в решении местных вопросов; органы и должностные лица местного самоуправления выступают от имени населения соответствующей муниципальной территориальной единицы;

- отсутствует соподчиненность между муниципалитетами, но в то же самое время и между органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Безусловно, деятельность органов местного самоуправления контролируется со стороны иногда специально создаваемых государственных органов, но в данном случае определяющим критерием их взаимоотношений является как раз осуществление именно контроля, но не руководство государственных органов за деятельностью органов местного самоуправления.

Таким образом, следует отметить, что именно местное самоуправление, а не местное управление представляет собой один из моментов децентрализации государственного управления и является одним из основных элементов реформирования публичной власти. Вместе с тем, само понятие местное самоуправление несет на себе смысловой отпечаток, связанный со становлением таких государств, где самоуправляющиеся общины были первичными. В частности, это такие государства, как США и Швейцария. Здесь понятие самоуправления в определенной форме было связано с наличием институтов прямой и представительной демократии, когда исполнительная составляющая управления полностью подчинялась представительной.

Однако, в основной своей массе институты местного самоуправления (и это особенно характерно для России) формировались на основе уже существующих административных единиц, исходящих из административно-территориального государственного деления. В этом случае речь идет не о постепенной эволюции институтов местного самоуправления к реализации государственных полномочий, а о передаче государственных полномочий на местный уровень. При этом самоорганизация населения как бы инициируется сверху, поскольку определяется территориальными и функциональными приоритетами государственного управления.

Поэтому некоторые исследователи считают, что для успешного функционирования гражданского общества и институтов местного самоуправления необходимо формирование территоральных сообществ. Под территориальным сообществом понимается объединение людей, проживающих на одной территории объединенными общими целями, связанными с единой социальной, экономической и политической тенденцией развития данной территории.

При этом следует отметить, что территориальное сообщество не связано с этническим объединением, а его формирование определяется целевыми приоритетами. Формирование таких сообществ возможно в мультикультурных регионах, где наряду с коренным населением (представителями титульной нации) проживает население, привлеченное в регион в результате определенной экономической государственной политики.

В этом случае территориальное сообщество отличается от местного сообщества, которое определяется как компактное проживание определенной социальной группы, связанной общностью исторической судьбы, обычаев и традиций на определенной территории в течение достаточно большого периода времени.

Можно говорить о двух моделях формирования института местного самоуправления: эволюционной и построенной на принципах делегирования государственных полномочий на местный уровень.

Однако и в том и в другом случае он представляет собой точку пересечения государственных и местных интересов. Этот процесс требует того, чтобы рассматривать институт местного самоуправления как сугубо управленческую единицу, основанную на классических принципах администрирования, поскольку проведение единой государственной и муниципальной политики требует введение принципа единоначалия и определенного приоритета исполнительного звена муниципальной власти.

В связи с этим наряду с понятием «местное самоуправление» вводится понятие «муниципальное управление»

Под муниципальным управлением понимается деятельность органов местного управления определяющаяся сочетанием приоритетности государственных интересов наряду с местными интересами. В этом случае органы местного самоуправления представляют собой своеобразную администрацию, построенную на началах самоуправления.






Сейчас читают про: