double arrow

I.5. Взаимоотношение муниципального и государственного управления

В системе муниципального управления происходит взаимодействие государства и местного самоуправления. То есть речь идет о координации двух администраций: муниципальной и государственной. При этом проведение единой финансовой, социальной политики, политики в сфере защиты прав граждан, в сфере национальной безопасности предполагает наличие контроля со стороны государства. Форма государственного контроля над системой муниципального управления зависит от модели взаимодействия государства и местного самоуправления. В литературе можно выделить следующие модели взаимодействия[18]:

1. «Модель партнерства» рассматривает «отношения местных и центральных властей как отношения партнеров и равноправных товарищей (по определенной аналогии с гражданским правом), преследующих общие цели и оказывающих определенные услуги населению. В рамках данной концепции местное самоуправление понимается в первую очередь как органический элемент самовыражения соответствующего местного сообщества, благодаря которому местные жители имеют возможность организовать в своих интересах необходимые им службы. Данная модель характерна, прежде всего, для таких государств, как США, Швейцария, Голландия, которые строились в политико-правовом отношении «снизу вверх», путем объединения множества местных сообществ.

2. «Агентская модель» предполагает совершенно иной характер взаимоотношений. Главенствующая роль в отношениях между государственными и местными органами принадлежит государству. Органы местного самоуправления рассматривается как агенты центральной власти на территориальном уровне, тем самым, они выступают как естественное продолжение структуры государственного аппарата призванного, тем не менее, решать не только государственные вопросы, но и исходить из определенных интересов, проблем местного населения. Государство в этой связи выступает как определенный гарант эффективности деятельности местных органов и как определенный фактор стабильности политической, социально-экономической жизни того или иного региона. Тем самым, подчеркивается, что местное управление является всего лишь административным средством осуществления управленческих функций «на местах», нацеленным не столько на обеспечение местного представительства, сколько на предоставление услуг.

3. «Концепция взаимосвязи». В отличие от вышеприведенных, абсолютно полярных точек зрения, эта модель исходит из иных базовых моментов, определяющих характер взаимоотношений органов государственной власти и органов местного самоуправления. Во-первых, констатируется тот факт, что каким бы ни был в целом характер деятельности, они, тем не менее, характеризуются определенной степенью самостоятельности и независимости по отношению друг к другу. Во-вторых, с другой стороны, существует определенная взаимозависимость в деятельности, как органов местного самоуправления, так и органов государственной власти. Это определяется наличием властных полномочий у обеих сторон, в частности их финансовыми ресурсами. Это и вынуждает их взаимодействовать друг с другом, находя точки соприкосновения на основе переговоров, достижения компромисса.

Вне зависимости от модели, в соответствии с которой осуществляется взаимодействие между муниципальными и государственными органами власти не подлежит сомнению необходимость контроля муниципальных органов власти со стороны государства. Этот процесс обусловлен тем, что поскольку, муниципальное управление обладает относительной автономией по отношению к государственной власти, то на органы муниципального управления возлагается полная ответственность за проведение политики в сфере финансов, управления имуществом, жилищно-коммунального хозяйства, образования, здравоохранения, социального обеспечения, охраны общественного порядка, предотвращения чрезвычайных ситуаций. В то же время данные функции имеют общегосударственное значение, связанное с реализацией единой общенациональной политики по данным направлениям.

Контроль со стороны государства осуществляется в различных странах в разной степени. Основной формой контроля является контроль со стороны судебной власти. Эта форма контроля предполагает контроль за исполнением положений конституции, федеральных законов и законов субъектов Федерации. В случае нарушения законодательства муниципальными органами власти предусмотрено вмешательство органов государственного управления. Санкции со стороны государства за невыполнение обязанностей по муниципальному управлению могут быть весьма разнообразны:

· роспуск муниципальных советов и передача их функций органам, назначенным правительством

· изъятие отдельных полномочий и их передача органам государственного управления

· принудительная отставка муниципальных служащих,

· лишение субсидий,

· введение антикризисного управления

Кроме контроля со стороны государства предусмотрен контроль и со стороны населения за муниципальным управлением. Основной механизм контроля связан с демократической процедурой выборов, и процедурой отзыва депутатов, а также таких форм прямой демократии как сходы, референдумы. Кроме политической процедуры контроля основное место занимают и юридические процедуры. Так, судебная власть является инструментом, с помощью которого любой гражданин оказывается в состоянии оспаривать действия муниципальных властей, если результат деятельности муниципальных органов ущемляет его интересы. Такая форма контроля наиболее распространена в Великобритании. Решения суды в этом случае принимают на основе уже существующих прецедентов. Таким образом, правовая сфера формализует традиционные формы взаимоотношения населения и муниципальных органов власти. Подобная форма взаимоотношения весьма близка к первой модели взаимодействия государственного и муниципального управления. В этом случае основной формой контроля является контроль со стороны населения.

В условиях, когда муниципальное управление представляет собой самостоятельный институт, административные формы контроля со стороны государства невозможны без соответствующего судебного решения. Поэтому, основной моделью контроля является смешанная модель, более соответствующая третьей модели, а именно «концепции взаимосвязи».
Модели взаимодействия государственного и муниципального управления. Формы контроля.

1. «Модель партнерства» рассматривает «отношения местных и центральных властей как отношения партнеров и равноправных товарищей (по определенной аналогии с гражданским правом), преследующих общие цели и оказывающих определенные услуги населению.

Основной тип контроля. Контроль со стороны населения

Политические формы контроля Выборы, отзыв депутатов, формы прямой демократии. Гражданские формы контроля Обращение в суды частных и юридических лиц по поводу правомерности действий администрации. Государство действует как субъект гражданского права.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: