Задание 15. На каком языковом явлении основано построение данных предложений? Прокомментируйте двоякое токование смысла приведенных фраз

1. Дети – цветы жизни, но не давайте им распускаться.

2. Новый русский мечтал купить Мойку. Или Фонтанку.

3. Весна кого угодно с ума сведет: лед уже тронулся.

4. Нулей, которые знают свое место, считанные единицы.

5. Жаль, что близкие иногда бывают недалекими.

6. Мыльные пузыри всегда жалуются, что их надувают.

7. Перья у писателя были, ему не хватало крыльев.

Задание 16. Исправьте предложения так, чтобы избежать возможности двойного толкования.

1. Тренер: «Особенно сильно у нас хромают защитники».

2. Врач: «Наш долг не отмахиваться от больного, а довести его до конца».

3. Докладчик: «Ваши замечания я прослушал».

4. Учитель: «Мы запланировали посещения музея, чтобы вынести из него все самое лучшее, самое ценное».

5. Организатор: «Вечер, посвященный русскому языку, состоится в субботу утром».

Задание 17. Перед вами ряд крылатых слов. Установите их происхождение и объясните, в каком значении они употребляются в современном русском языке. В случае затруднений пользуйтесь фразеологическим словарем.

Ахиллесова пята Значение:
Происхождение:
Вавилонское столпотворение Значение:
Происхождение:
Варфоломеевская ночь Значение:
Происхождение:
Пиррова победа Значение:
Происхождение:
Прокрустово ложе Значение:
Происхождение:
Тридцать сребреников Значение:
Происхождение:
Яблоко раздора Значение:
Происхождение:

Задание 18. Исправьте предложенный фрагмент текста разговорного стиля в соответствии с нормами русского литературного языка.

Это чё – ночь уж? – озираясь, спросила Катерина.

– Дак, однако, не день, – отозвалась Дарья. – Дня для нас, однако, боле не будет.

– Где мы есть-то? Живые мы, нет?

– Однако что, неживые.

– Ну и ладно. Вместе – оно и ладно. Чё ишо надо-то?

– Мальчонку бы только как отсель выпихнуть. Мальчонке жить надо.

Испуганный и решительный голос Симы:

– Нет, Коляню я не отдам. Мы с Коляней вместе.

– Вместе дак вместе. Куды ему, правда что, без нас?

– Ты не ложилась, Дарья?

– Я с тобой рядом сидю. Не видишь, ли чё ли? Это ить я сидю-то.

– Потеперь вижу. Я куды-то летала, меня туту не было. Ничё не помню. <…>

– Я ить тебя, девка, признала.

– Дак я тебя поперед признала.

– Вы чё это? Чё буровите-то? Рехнулись, чё ли?

(В. Распутин. Прощание с Матерой)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: