Н.А. Бердяев (1874 – 1848)

Николай Александрович Бердяев – один из крупнейших представителей философии «русского зарубежья». Увлечение марксизмом, участие в социал-демократическом движении стали причиной ареста и исключения из университета (1898г.). После октябрьской революции 1917г. Бердяев вступил в идейный конфликт с новой властью, за что был выслан за границу в 1922г.

Философию Н. Бердева можно квалифицировать как экзистенциализм. Центральная категория его философии – свобода. Человек, его тело и дух находятся в плену у мира, некого призрачного бытия, что есть следствие грехопадения человека. Задача же человека состоит в том, чтобы освободить свой дух из этого плена, выйти из рабства в свободу. Это возможно лишь благодаря творчеству, способностью к которому одарен человек, поскольку он есть подобие бога – творца. Свобода и творчество неразрывно связаны. Свобода и предполагает творчество, а творчество предполагает свободу. Эта идея наиболее полно выражена в работе Н. Бердяева «Смысл творчества».

Центральное место в философской системе Бердяева занимает философская антропология – учение о свободе человека и его духовности, – которая разворачивается как историческая драма борьбы природного и духовного начал в человеке и его истории.

Исходной философской установкой Бердяева является положение, что только целостный человек, вкорененный в глубины бытия и воодушевляемый Богом, может служить основанием и целью сущего. Духовная жизнь не есть отражение какой-либо реальности, она есть и сама подлинная реальность. Хотя о духе нельзя выработать понятия, но можно уловить его признаки. К последним Бердяев относит свободу, творчество, любовь, красоту, добро как Божественное откровение.

Духовное начало в человеке имеет трансцендентное основание, превышающее его природные данные. Сознание и самосознание не есть лишь психологические феномены, они связаны с Божественным духом. Это определяет особое положение человека в мире. Человек есть демонстрация духа, которому принадлежит примат над бытием. Поэтому в своем самосознании человек ощущает себя не тварью, а центром вселенной. Бердяев пишет: «Бесконечный дух человека претендует на абсолютный антропоцентризм, он сознает себя абсолютным центром не данной замкнутой планетной системы, а всего бытия, всех планов бытия, всех миров».[1]

В соответствии со своей персоналистической установкой Бердяев однозначно связывает духовность с личностью. Личность существует на пересечении двух миров – духовного и социального. Личность внедрена в общество и призвана к общественной жизни. В определенном смысле Бог сотворил не только человека, но и общество, так как проявить свою свободу, свою уникальную неповторимость личность может только в мире социума. Но общество как результат объективации социальности, как организация жизни масс, не может не накладывать ограничения на творчество и свободу личности. Поэтому взаимоотношения личности и общества приобретают антиномичный характер. В «падшем» объективированном обществе превращается в социальную обыденность, давящую личность, проявляет себя как враждебная ей сила. Личность, черпающая свои ценностные ориентации из собственного духовного опыта, с необходимостью сопротивляется любым формам давления со стороны общества, ведет с ним постоянную борьбу за свое самоопределение. В этом проявляется антиномия личности и общества, суть которой связана с тенденцией абсолютизации власти общества над личностью, с превращением личности в средство для достижения «общественных целей». Общество есть социальный аспект личности, конечное же назначение человека не социальное, а духовное. Поэтому граница власти общества над личностью должна определяться не интересами общества, а интересами и ценностными ориентации личности. В иерархии ценностей ничто социальное не может быть самоценным, оно всегда относительно, абсолютна лишь его духовная основа.

Тема судьбы России является сквозной для творчества Н.А. Бердяева. Мыслитель указывал на антиномичность русского национального самосознания, раскрытие которой позволит подойти к разгадке тайны, сокрытой в душе России. Корень подобной антиномичности Бердяев видел в серединном положении России между Востоком и Западом. Россия не может противопоставлять себя Западу, равно как и стремиться стать Западом. Россия должна сознавать себя Востоком-Западом, ее призванием является соединение двух миров, а не разъединение их. Но и Западу нужна Россия как «свое-другое», которое позволит ему преодолеть ограничивающую его самонадеянность.

Когда Бердяев размышляет о судьбе русского народа, то он считает, что трагедия русского народа в том, что власть постоянно извращала его призвание как хранителя идеи Царства Божьего в пользу «царства кесаря» в форме ли апологии самодержавия, или самоограничительного коммунистического равенства в нищете. Обращаясь к этой последней уже «осуществившейся утопии», Бердяев пророчески предупреждал в работе «Смысл истории»: «Социализм в опыте осуществления своего будет совсем не тем, к чему социалисты стремятся. Он вскроет новые внутренние противоречия человеческой жизни, которые сделают невозможным осуществление тех задач, которые выставило социалистическое движение».

Н. Бердяев указывает на ценные стороны социализма. Он является поборником специфической разновидности социализма, которую он называет персоналистическим социализмом, утверждая, что социализация экономической жизни может быть полезной лишь при условии, если будут призваны высшие ценности человеческой личности и ее право на достижение полноты жизни. Однако, усилия по осуществлению социализма («реальный социализм совершенно отличается от социалистического идеала»). Социализм никогда не достигнет освобождения человеческого труда; социализм никогда не даст человеку богатства и никогда не устранит неравенства, но только приведет к новой вражде между людьми, неслыханным формам угнетенности.

История, по Бердяеву есть путь к иному миру. Ее смысл заключается не в том, чтобы осуществить те или иные задачи, поставленные теми или иными силами в определенный период времени, а в том, чтобы раскрылись все ее противоречия и проявились все духовные силы. Исторической судьбой России движет сокрытый смысл ее исторического призвания, выводящий ее из ограниченного во времени и пространстве провинциального мира на уровень универсальных исторических задач.

Вспомогательная литература по теме

Бердяев Н.А. Русская идея: основные проблемы русской мысли XIX и начала XX века. // Мыслители русского зарубежья: Бердяев, Федотов. СПб., 1992

Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. СПб. 2001

Зеньковский, В.В. История русской философии. Л.– 1991. Т.1,2.

Левицкий, С.А. Очерки по истории русской философии. М.,1996. Т.1,2,

Лосский, Н.О. История русской философии. М.,1991

Русская философия: Малый энциклопедический словарь. М.,1995

Сербиненко В.В. Русская философия. М.,2005

Философия истории в России: Хрестоматия. М.,1996.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: