Западники о судьбе России

Западничество представляло собой такое направление русской мысли, согласно которому Россия должна перенимать у Запада его жизненный опыт, его просвещенность и науку, а также пройти в своем развитии те же этапы, что и Запад. «Западники» зачастую от­рицали религию и критиковали русскую церковь.

К числу основоположников «западничества» иногда относят Чаадаева, но рождение этого движения правильнее отсчитывать с де­ятельности кружка русских гегельянцев под руководством Н.В. Стан­кевича (1813—1840), которые выступили в роли идейных противни-

Тема 25. Возникновение русской философии

ков славянофильства. В этот кружок входили в будущем известные мыслители и деятели, такие как М.А. Бакунин (1814—1876) и В.Г. Бе­линский (1811—1848). Еще одним видным «западником» был основа­тель другого гегельянского кружка А.И. Герцен (1812—1870).

В.Г. Белинский: изменить общество ради блага отдельной личности. Классический вариант западничества сформировался к 1840 г., а его признанным лидером стал Виссарион Григорьевич Белинский. В 1841 г. в журнале «Отечественные записки» он опубликовал две статьи (известные под общим названием «Россия до Петра Велико­го»), ставшие своего рода программным манифестом западничества. Белинскому были сродни некоторые мысли Чаадаева о предназначе­нии России, и особенно по поводу использования ею достижений мировой цивилизации. В то же время его идеи достаточно самобыт­ны. Например, его беспокоила судьба индивидуальности и неповто­римости каждой личности, о чем он говорит: «Что мне в том, что живет общее, когда страдает личность». Белинский считает, что лич­ность страдает в первую очередь от гнета несправедливого общества, а потому необходимо изменить это общество ради блага каждой от­дельной личности. Нормальное развитие личности и проявление ее активности, с точки зрения Белинского, возможно лишь в обществе, свободном от эксплуатации, поэтому будущее России и всего челове­чества он связывал с социализмом.

Преобразование общества на началах просвещения. Позже, осознав опасность для свободы личности, которую таит в себе социализм, Бе­линский начинает исповедовать либерализм с уклоном в социальные реформы. Он считает, что вся надежда России на просвещение, а не на перевороты, не на революции и не на конституции. Из примата лич­ности над обществом строится и его отношение к Церкви и религии. В одном из писем к Герцену он писал, что «в словах «Бог» и «рели­гия» вижу тьму, мрак, цепи и кнут». Его позиция относительно рели­гиозности русского народа прямо противоположна позиции славяно­филов, поскольку он утверждает, что русские — глубоко атеистичес­кий народ. Белинский мечтает о полном преобразовании всего русского общества на началах просвещения ради утверждения подо­бающей жизни каждой личности. Из дела преобразования отвергают­ся традиционные религиозные основания, их место занимает матери­ализм, выраженный в обществе промышленностью — источником «великих благ», а также просвещенческий гуманизм.

А.И. Герцен: построение социализма на основе крестьянской общи­ны. Другим видным идеологом «западничества» являлся Александр Иванович Герцен. Его философским исканиям, с одной стороны, присущи революционно-социалистические настроения, а с другой,


Раздел VIII. Русская философия

они связаны с проблематикой личности. Эти два основных момента в его миросозерцании столкнулись противоборствуя. После знакомства Герцена с Западной Европой, культуре и историческому опыту кото­рой он придавал до того большое значение, происходит разочарова­ние в прежних идеалах. С 1848 г. Герцен начинает страстно обличать духовный строй Запада, в котором он увидел подмену истинных ду­ховных ценностей ценностями коммерческого характера.

Разочаровавшись в буржуазном Западе, где отношения между людьми строятся на глубоко укоренившейся психологии частной собственности, Герцен пришел к выводу, что идея социализма, со­зревшая на западной почве, может осуществиться там, где найдет более благоприятные условия, а именно в России на основе кресть­янской общины. При этом он развил мысль Чаадаева о том, что от­сталость России может стать ее преимуществом, ибо наша страна сможет избежать тех негативных моментов, которые сопутствовали движению западного общества вперед. Герцен вводит в историю ка­тегорию возможности и строит на ней свое учение о том, что Россия «может», минуя фазу капитализма, перейти прямо к социализму.

^Славянофилы» и «западники» —разные пути к общей цели. Противо­стояние этих двух направлений в русской философии проходит сквоз­ной линией через все этапы ее развития вплоть до наших дней. Но се­годня все более укрепляется другая точка зрения, высказанная великим русским писателем Ф.М. Достоевским, который считал, что для «на­стоящего'русского» одинаково дороги и Россия, и Европа, что цель у обоих движений одна, но пути ее реализации разные. Действительно, анализ основных идей «славянофилов» и «западников» показывает оп­ределенное единство этих направлений. Те и другие считали, что:

• Россия — это особый мир, отличающийся и от Запада, и от Востока, что обусловлено различными факторами: географическим, религиозным, политическим;

• «отсталость» России от Запада, возможно, свидетельствует о ее особой провиденциальной роли (т.е. установленной свыше) в челове­ческой истории. Россия имеет огромный потенциал и за короткий срок сможет воспринять все лучшие достижения Запада, а с другой стороны, не будет повторять его ошибок;

• русскому народу как «наследнику целого мира», возможно, суждено решить многие общечеловеческие проблемы, возглавив ми­ровой исторический процесс;

• при определенных условиях Россия может обогнать в своем развитии Запад, минуя те фазы развития,, которые он прошел;

• и славянофилы, и западники мечтали о лучшей доле для Рос­сии, о возможности устроить гармоничное общество, основанное на

Литература

неформальных отношениях между людьми, на свободе и любви, на началах общинности;

• и те, и другие считали, что Россия должна просвещаться, толь­ко суть этого просвещения понимали по-разному.

Вопросы для самопроверки

1. Охарактеризуйте основные проблемы, которые поднимали первые рус­ские философы. Как вы думаете, с чем связана проблематика их поисков и размышлений?

2. Чаадаев считал, что народы Европы на протяжении столетий подвер­гались христианскому воспитанию, в результате произошло превращение христианских принципов в автоматические, машинальные стороны европей­ского быта. Но в России этого почему-то не произошло. Чем объясняет это Чаадаев? А как считаете вы?

3. Чем Чаадаев объяснял отстраненность России от мировых процессов? Что он ставит в вину русской православной церкви? Заслужены ли, на ваш взгляд, его обвинения?

4. В чем заключаются основные идеи славянофилов? Назовите основные идеи западников.

' 5. Что такое «иранство» и «кущитство»? Как вы думаете, почему Хомяков считал, что русский народ более подходит под «иранский» тип?

6. Согласны ли вы с мнением, что отдельные государства и народы (в частности, Россия XIX в.) могут, заимствуя лучшие научно-технические и социальные достижения более развитых государств, быстро догнать и обо­гнать их в своем развитии, минуя те исторические фазы и формации, кото­рые прошли эти государства? Аргументируйте свою позицию.

7. Почему Белинский был сторонником реформирования общества на путях социализма?

8. В одном из своих писем Белинский вопрошает: «...Разве рождение и гибель человека не случайность?.. Разве жизнь наша не на волоске ежечас­но и не зависит от пустяков? Мертвая и бессознательно разумная природа... поступает с индивидуумом хуже, чем злая мачеха». Как бы вы ответили на эти вопросы мыслителя?

9. Почему Герцен считал русскую крестьянскую общину более подходя­щей, чем западное капиталистическое общество, основой для построения социализма?

10. Укажите черты сходства и черты принципиального отличия позиций «славянофилов» и «западников».

Литература

1. Белинский В.Г. Собрание сочинений: В 9 т. М., 1976.

2. Зеньковский В.В. История русской философии: В 2 т. М., 1991.

3. Киреевский И.В. Избранные статьи. М., 1984.

4. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991.


Раздел VIII. Русская философия

5. Хомяков А.С. О старом и новом; статьи и очерки. М., 1988.

6. Смирнова З.В. Социальная философия А.И. Герцена. М., 1973.

7. Тарасов Б.Н. Чаадаев. М„ 1990.

8. Чаадаев П. Я. Полное собрание сочинений и избранные письма. Т. 1. М., 1991.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: