Западничество представляло собой такое направление русской мысли, согласно которому Россия должна перенимать у Запада его жизненный опыт, его просвещенность и науку, а также пройти в своем развитии те же этапы, что и Запад. «Западники» зачастую отрицали религию и критиковали русскую церковь.
К числу основоположников «западничества» иногда относят Чаадаева, но рождение этого движения правильнее отсчитывать с деятельности кружка русских гегельянцев под руководством Н.В. Станкевича (1813—1840), которые выступили в роли идейных противни-
Тема 25. Возникновение русской философии
ков славянофильства. В этот кружок входили в будущем известные мыслители и деятели, такие как М.А. Бакунин (1814—1876) и В.Г. Белинский (1811—1848). Еще одним видным «западником» был основатель другого гегельянского кружка А.И. Герцен (1812—1870).
В.Г. Белинский: изменить общество ради блага отдельной личности. Классический вариант западничества сформировался к 1840 г., а его признанным лидером стал Виссарион Григорьевич Белинский. В 1841 г. в журнале «Отечественные записки» он опубликовал две статьи (известные под общим названием «Россия до Петра Великого»), ставшие своего рода программным манифестом западничества. Белинскому были сродни некоторые мысли Чаадаева о предназначении России, и особенно по поводу использования ею достижений мировой цивилизации. В то же время его идеи достаточно самобытны. Например, его беспокоила судьба индивидуальности и неповторимости каждой личности, о чем он говорит: «Что мне в том, что живет общее, когда страдает личность». Белинский считает, что личность страдает в первую очередь от гнета несправедливого общества, а потому необходимо изменить это общество ради блага каждой отдельной личности. Нормальное развитие личности и проявление ее активности, с точки зрения Белинского, возможно лишь в обществе, свободном от эксплуатации, поэтому будущее России и всего человечества он связывал с социализмом.
|
|
Преобразование общества на началах просвещения. Позже, осознав опасность для свободы личности, которую таит в себе социализм, Белинский начинает исповедовать либерализм с уклоном в социальные реформы. Он считает, что вся надежда России на просвещение, а не на перевороты, не на революции и не на конституции. Из примата личности над обществом строится и его отношение к Церкви и религии. В одном из писем к Герцену он писал, что «в словах «Бог» и «религия» вижу тьму, мрак, цепи и кнут». Его позиция относительно религиозности русского народа прямо противоположна позиции славянофилов, поскольку он утверждает, что русские — глубоко атеистический народ. Белинский мечтает о полном преобразовании всего русского общества на началах просвещения ради утверждения подобающей жизни каждой личности. Из дела преобразования отвергаются традиционные религиозные основания, их место занимает материализм, выраженный в обществе промышленностью — источником «великих благ», а также просвещенческий гуманизм.
|
|
А.И. Герцен: построение социализма на основе крестьянской общины. Другим видным идеологом «западничества» являлся Александр Иванович Герцен. Его философским исканиям, с одной стороны, присущи революционно-социалистические настроения, а с другой,
Раздел VIII. Русская философия
они связаны с проблематикой личности. Эти два основных момента в его миросозерцании столкнулись противоборствуя. После знакомства Герцена с Западной Европой, культуре и историческому опыту которой он придавал до того большое значение, происходит разочарование в прежних идеалах. С 1848 г. Герцен начинает страстно обличать духовный строй Запада, в котором он увидел подмену истинных духовных ценностей ценностями коммерческого характера.
Разочаровавшись в буржуазном Западе, где отношения между людьми строятся на глубоко укоренившейся психологии частной собственности, Герцен пришел к выводу, что идея социализма, созревшая на западной почве, может осуществиться там, где найдет более благоприятные условия, а именно в России на основе крестьянской общины. При этом он развил мысль Чаадаева о том, что отсталость России может стать ее преимуществом, ибо наша страна сможет избежать тех негативных моментов, которые сопутствовали движению западного общества вперед. Герцен вводит в историю категорию возможности и строит на ней свое учение о том, что Россия «может», минуя фазу капитализма, перейти прямо к социализму.
^Славянофилы» и «западники» —разные пути к общей цели. Противостояние этих двух направлений в русской философии проходит сквозной линией через все этапы ее развития вплоть до наших дней. Но сегодня все более укрепляется другая точка зрения, высказанная великим русским писателем Ф.М. Достоевским, который считал, что для «настоящего'русского» одинаково дороги и Россия, и Европа, что цель у обоих движений одна, но пути ее реализации разные. Действительно, анализ основных идей «славянофилов» и «западников» показывает определенное единство этих направлений. Те и другие считали, что:
• Россия — это особый мир, отличающийся и от Запада, и от Востока, что обусловлено различными факторами: географическим, религиозным, политическим;
• «отсталость» России от Запада, возможно, свидетельствует о ее особой провиденциальной роли (т.е. установленной свыше) в человеческой истории. Россия имеет огромный потенциал и за короткий срок сможет воспринять все лучшие достижения Запада, а с другой стороны, не будет повторять его ошибок;
• русскому народу как «наследнику целого мира», возможно, суждено решить многие общечеловеческие проблемы, возглавив мировой исторический процесс;
• при определенных условиях Россия может обогнать в своем развитии Запад, минуя те фазы развития,, которые он прошел;
• и славянофилы, и западники мечтали о лучшей доле для России, о возможности устроить гармоничное общество, основанное на
Литература
неформальных отношениях между людьми, на свободе и любви, на началах общинности;
• и те, и другие считали, что Россия должна просвещаться, только суть этого просвещения понимали по-разному.
Вопросы для самопроверки
1. Охарактеризуйте основные проблемы, которые поднимали первые русские философы. Как вы думаете, с чем связана проблематика их поисков и размышлений?
2. Чаадаев считал, что народы Европы на протяжении столетий подвергались христианскому воспитанию, в результате произошло превращение христианских принципов в автоматические, машинальные стороны европейского быта. Но в России этого почему-то не произошло. Чем объясняет это Чаадаев? А как считаете вы?
|
|
3. Чем Чаадаев объяснял отстраненность России от мировых процессов? Что он ставит в вину русской православной церкви? Заслужены ли, на ваш взгляд, его обвинения?
4. В чем заключаются основные идеи славянофилов? Назовите основные идеи западников.
' 5. Что такое «иранство» и «кущитство»? Как вы думаете, почему Хомяков считал, что русский народ более подходит под «иранский» тип?
6. Согласны ли вы с мнением, что отдельные государства и народы (в частности, Россия XIX в.) могут, заимствуя лучшие научно-технические и социальные достижения более развитых государств, быстро догнать и обогнать их в своем развитии, минуя те исторические фазы и формации, которые прошли эти государства? Аргументируйте свою позицию.
7. Почему Белинский был сторонником реформирования общества на путях социализма?
8. В одном из своих писем Белинский вопрошает: «...Разве рождение и гибель человека не случайность?.. Разве жизнь наша не на волоске ежечасно и не зависит от пустяков? Мертвая и бессознательно разумная природа... поступает с индивидуумом хуже, чем злая мачеха». Как бы вы ответили на эти вопросы мыслителя?
9. Почему Герцен считал русскую крестьянскую общину более подходящей, чем западное капиталистическое общество, основой для построения социализма?
10. Укажите черты сходства и черты принципиального отличия позиций «славянофилов» и «западников».
Литература
1. Белинский В.Г. Собрание сочинений: В 9 т. М., 1976.
2. Зеньковский В.В. История русской философии: В 2 т. М., 1991.
3. Киреевский И.В. Избранные статьи. М., 1984.
4. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991.
Раздел VIII. Русская философия
5. Хомяков А.С. О старом и новом; статьи и очерки. М., 1988.
6. Смирнова З.В. Социальная философия А.И. Герцена. М., 1973.
7. Тарасов Б.Н. Чаадаев. М„ 1990.
|
|
8. Чаадаев П. Я. Полное собрание сочинений и избранные письма. Т. 1. М., 1991.