Имени П.А. СТОЛЫПИНА» в г. Балакове
Кафедра прикладной информатики и естественно-научных дисциплин
ИНСТРУМЕНТАРИЙ ГРАФИЧЕСКОЙ СРЕДЫ
MICROSOFT PROJECT
Учебное пособие к лабораторным работам по дисциплине
«Проектирование информационных систем»
Для студентов специальности 08080.65 Прикладная информатика
(в государственном и муниципальном управлении)
Одобрено на заседании
Учебно-методического совета
факультета _________________
___________________________
от «__»______________200_ г.
Протокол №___
Балаково 2008
Цель работы: изучение рабочей среды и видов представлений проектных данных в Microsoft Project, получение навыков работы с инструментальными средствами Microsoft Project.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Microsoft Project является одним из приложений Microsoft Office, предназначенное для управления проектами.
Проект состоит из задач,то есть активностей,направленных на достижение определенного результата. Чтобы задача могла быть выполнена, на нее выделяются ресурсы – материальные (оборудование) и рабочие (сотрудники). Выделение ресурса на задачу называетсяназначением.
|
|
Завершающие задачи, то есть задачи, выполнение которых приводит к достижению важного проектного результата или завершает фазу, называются вехами.Задачи могут объединяться в группы (или фазы), и задача, объединяющая другие, называется суммарной.
Задача имеетдлительность, то есть время, необходимое на ее выполнение. Кроме того, задача характеризуется объемом трудозатрат (объемом работ) и затратами (стоимостью), необходимыми для ее выполнения.
ИНТЕРФЕЙС MS PROJECT
При первом запуске MS Project окно программы выглядит так, как показано на рисунке 1.
Рисунок 1. – Окно MS Project, открывающееся после первого запуска программы.
Сверху расположена строка меню, под ней панели инструментов, а ниже — рабочая область программы.
Среди панелей инструментов есть панель Консультант. Названия кнопок этой панели соответствуют основным объектам, с которыми можно работать в MS Project: Задачи, Ресурсы, Отслеживание и Отчет. При нажатии на любую из этих кнопок, на панели в левой части рабочей области отображается список возможных действий с выбранным объектом.
Панель в левой части рабочей области, также отображается после запуска MS Project и служит как для отображения инструкций Консультанта, так и для осуществления некоторых других операций.
НАСТРОЙКА ПРОГРАММЫ
Для перехода к настройке MS Project нужно выбрать команду меню Tools ► Options (Сервис ► Параметры). На экране появится диалоговое окно настроек, состоящее из нескольких вкладок, на которых сгруппированы определяющие работу программы параметры.
|
|
Вкладка Общие состоит из трех разделов. В первом, Общие параметры для Microsoft Project, расположены общие параметры программы, а в третьем Общие параметры для 'Проект1', — общие настройки открытого проекта. В разделе между ними, Мастер планирования, определяется, каким образом MS Project будет отображать подсказки при составлении плана проекта.
Прежде чем начать составлять план проекта, нужно ввести в специальном диалоговом окне начальные данные о проекте. Флажок (Запрос на ввод сведений о проекте для новых проектов) обеспечивает автоматический вывод на экран этого диалогового окна при создании нового проекта. Это удобно, поскольку не нужно открывать диалоговое окно через меню, и, кроме того, это избавляет от возможных ошибок, которые могут возникнуть, если начальная информация не будет введена. Поэтому этот флажок необходимо установить.
Два последних параметра — счетчик (Помнить список из файлов) и флажок (Имя пользователя) — стандартны для программ семейства Microsoft Office. Первый из них определяет, сколько файлов из числа недавно использованных будут перечислены в меню (Файл). Рекомендуется установить максимально возможное число — 9. Второй параметр определяет, как MS Project будет именовать автора файлов проектов в файловых свойствах, различных отчетах и пр. В поле ввода нужно указать свое имя.
Параметры редактирования в MS Project размещены на вкладке Правка и сгруппированы в двух разделах, один из которых содержит настройки, относящиеся к программе в целом, а второй — к открытому в данный момент проекту.
Флажок (Правка прямо в ячейке) определяет, можно ли редактировать данные непосредственно в таблице. Если сбросить его, то для редактирования данных таблицы необходимо будет выделять ячейку и затем вводить ее значение в строке ввода.
Кроме того, в этом разделе имеется параметр, управляющий способом обновления объектов из других файлов, внедренных в файл проекта (OLE-объекты). Обновление может происходить при открытии файла автоматически или по запросу. Для автоматического обновления объектов нужно сбросить флажок - Запрашивать об обновлении автоматических связей.
Параметры сохранения настраиваются на вкладке Сохранение диалогового окна Параметры.
Эта вкладка состоит из раздела общих настроек и раздела настроек, относящихся к открытому файлу проекта. Как обычно, сначала идут параметры, определяющие работу MS Project в целом.
Первый параметр на этой вкладке — раскрывающийся список Сохранять файлы Microsoft Project как. В нем можно выбрать формат, который будет предлагаться по умолчанию при попытке сохранить файл. Рекомендуется использовать формат MS Project (*.mpp).
В области Расположение отображаются имена папок, в которых располагаются файлы проектов, пользовательские шаблоны, шаблоны рабочей группы и базы данных ODBC. В разделе Автосохранение - флажок со счетчиком Автосохранение каждые... минут определяет, будет ли осуществляться автоматическое сохранение и с какой периодичностью. Рекомендуется установить этот флажок и задать периодичность сохранения в интервале от 2 до 5 минут. Используя два следующих далее переключателя —Сохранять только активный проект и Сохранять все открытые проекты, — можно указать, будет ли сохраняться автоматически только тот проект, окно которого в данный момент активно, или же все открытые в MS Project проекты. Рекомендуется сохранять все открытые проекты и сбросить флажок Запрос перед сохранением.
Находящийся в последнем разделе флажок Развертывать повременные данные в базе данных- определяет, как будет представлена временная информация о проекте при сохранении плана проекта в базе данных (например, при экспорте в MS SQL Server). При установленном флажке повременная информация сохраняется, а при сброшенном — нет, что существенно ускоряет работу с базой данных.
|
|
Настройки просмотра проектной информации находятся на вкладке View (Вид). Здесь определяются параметры, общие для программы и применяемые для открытого файла. В этом же разделе перечислены и нестандартные элементы интерфейса. Флажок- Окна на панели задач- определяет, будет ли каждый открытый проект отображаться отдельной кнопкой на панели задач. Если выключить этот режим, то переключаться между открытыми проектами можно будет только с помощью меню Окно. Рекомендуется установить этот флажок. Нужно установить флажок -Всплывающие подсказки, чтобы при наведении мыши на ячейку появлялась всплывающая подсказка, отображающая ее содержимое.
НАСТРОЙКИ ПАНЕЛЕЙ ИНСТРУМЕНТОВ
Отключение отображения области задач при загрузке программы осуществляется сбросом флажка Show at startup (Показывать при запуске), расположенного внизу панели, это можно увидеть на рисунке 1. Закрыть панель можно с помощью креста в ее верхнем правом углу.
Отключить отображение Консультанта можно только в диалоговом окне настройки интерфейса MS Project с помощью команды меню Tools ►Options (Сервис ► Параметры) и перейдя на вкладку Interface (Интерфейс) нужно сбросить флажок Display Project Guide (Открывать консультант) (рисунок 2).
Рисунок 2 – Параметры настройки интерфейса MS Project
Убрав с экрана ненужные пока панели, следует отобразить одну полезную панель, которая называется View Bar (Панель представлений). Для этого нужно воспользоваться командой меню View ► View Bar (Вид ► Панель представлений). Теперь настройка MS Project завершена, и окно программы должно принять такой вид, как показано на рисунке 3.
Рисунок 3 - Окно MS Project после завершения настроек
ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ИНТЕРФЕЙСА
Окно MS Project содержит следующие элементы:
· меню;
· панели инструментов;
· строку ввода;
· рабочую область;
· строку состояния.
Меню, панели инструментов и строка состояния являются стандартными элементами программ Windows, и при работе с ними можно использовать привычные приемы.
|
|
Настройка меню и панелей инструментов осуществляется щелчком правой кнопки мыши на панели инструментов или меню и последующим выбором в появившемся контекстном меню пункта Customize (Настройка). Убрать или отобразить строку состояния можно в диалоговом окне Options (Параметры). Откройте это окно, выбрав команду меню Tools ► Options (Сервис ► Параметры), перейдите на вкладку View (Вид) и установите или сбросьте флажок Status bar (Строка состояния).
Строка ввода служит для ввода и редактирования значений в ячейках таблиц и на диаграммах, аналогично знакомой вам строке формул в Excel.
РАБОЧАЯ ОБЛАСТЬ MS PROJECT
Рабочая область MS Project состоит из панели представлений (View Bar) и собственно представлений проектных данных.
Панель представлений содержит значки с названиями представлений, щелкая на которых можно быстро переключаться между различными представлениями.
Рисунок 8 – Окно с выбранным представление «Диаграмма Ганта»
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
Представление, иногда называемое также видом,— это способ отображения проектных данных для просмотра и редактирования, который может сочетать в себе таблицы, диаграммы и формы. Дело в том, что файл проекта содержит огромное количество данных, и просматривать их одновременно невозможно. В представлении на экране отображается ограниченный набор нужной информации о проекте, что облегчает ее просмотр и редактирование.
Представление имеет гибкую структуру и может состоять как из отдельной таблицы, диаграммы или формы, так и из их комбинации.
ТАБЛИЦЫ В MS PROJECT
Таблицы - это один из основных способов представления проектных данных.
В проектном файле все данные хранятся в виде двух таблиц, одна из которых содержит информацию о задачах, а вторая — о ресурсах проекта, то есть задействованных в выполнении задач людях и материальных ценностях. Эти две «внутренние» таблицы состоят из множества полей, большинствоиз которых созданы «про запас» и обычно не используются.
Работая в MS Project, пользователь имеет дело только с маленькими «внешними» таблицами. В MS Project заложен набор предопределенных таблиц, предназначенных для работы с небольшим объемом проектной информации. Каждая из этих таблиц содержит лишь несколько полей одной из «внутренних» таблиц проектного файла. Соответственно, «внешние» таблицы (как и «внутренние») содержат информацию либо о задачах, либо о ресурсах.
Таки образом, «внутри» MS Project есть таблица ресурсов и таблица задач, а «снаружи», в интерфейсе, есть ряд таблиц, являющихся набором полей либо из одной, либо из другой «внутренней» таблицы.
На рисунке 10 представлена схема организации данных в MS Project.
Рисунок 10 – Схематическое представление организации данных в MS Project
Таблицы отображаются в представлениях, причем есть представления, в которых таблицы совмещены с диаграммой (например, Диаграмма Ганта, рисунок 8), а есть и состоящие из одной таблицы (например Лист ресурсов).
В настройках представления определено, какая таблица открывается по умолчанию при его загрузке. При этом в любой момент можно вывести на экран другую таблицу такого же типа. Например, в представлении Диаграмма Ганта при открытии отображается таблица Ввод данных, а в представлении Использование задач— таблица -Использование. Но при желании можно отобразить таблицу Ввод данных в представлении Использование задач или таблицу Использование задач в представлении Диаграмма Ганта. Таким образом, в представлении заложено ограничение на тип отображаемых таблиц (таблицы с данными о задачах или ресурсах), но просматривать в нем можно любые таблицы этого типа. Переключение между таблицами осуществляется с помощью команды меню View ► Table (Вид ► Таблица).
В списке, появляющемся при выборе команды View ► Table (Вид ► Таблица), перечислены наиболее часто используемые таблицы для текущего представления. Если же этот список не содержит нужной таблицы, то ее можно найти, щелкнув на расположенном внизу списка пункте More Tables (Другие таблицы).
После щелчка откроется диалоговое окно со списком всех таблиц, доступных для отображения в представлениях MS Project (рисунке 13).
Рисунок 13 – Диалоговое окно выбора таблицы из полного списка для отображения в текущем представлении
Таблицы разделены на две группы: Task (Задачи) и Resource (Ресурсы), согласно типу отображаемой в них информации. Выбор группы таблиц осуществляется с помощью переключателей в верхней части диалогового окна.
СОЗДАНИЕ НОВОЙ ТАБЛИЦЫ
Для осуществления операций по созданию и удалению таблиц необходимо открыть диалоговое окно со списком всех таблиц, доступных в открытом проекте. Уже знакомое нам диалоговое окно (рисунок 13) открывается с помощью команды меню View ► Table ► More Tables (Вид ► Таблица ► Другие таблицы). Чтобы создать таблицу, нужно щелкнуть на кнопке New (Создать). При этом появится диалоговое окно определения свойств таблицы (рисунок 14). Здесь задается название таблицы, состав ее полей и их формат, а также дополнительные параметры отображения таблицы в интерфейсе MS Project.
Рисунок 14 – Диалоговое окно определения свойств создаваемой таблицы
Нужно иметь в виду, что тип создаваемой таблицы (и, соответственно, набор доступных столбцов) зависит от того, какого типа таблицы просматривались в списке таблиц в момент нажатия кнопки New (Создать).
Название таблицы указывается в поле Name (Имя). Флажок Show in menu (Показывать в меню) определяет, будет ли новая таблица отображаться в списке таблиц, открывающемся в подменю View ► Table (Вид ► Таблица).
Флажок Lock first column (Зафиксировать первый столбец) влияет на отображение первой колонки: будет ли она выглядеть, как обычная колонка, или же будет защищена от ввода и выделена серым цветом.
Формат представления дат в ячейках таблицы выбирается в списке Date format (Формат даты). Вариант Default (По умолчанию) соответствует формату, определенному для всего проекта на вкладке View (Вид) диалогового окна Options (Параметры) (открываемого командой меню Tools ► Options (Сервис ► Параметры)). После ввода всех параметров новой таблицы для их сохранения нужно нажать кнопку ОК.
Во многих случаях таблица создается не «с нуля», а на основе существующей таблицы. Удобнее всего при этом скопировать существующую таблицу и, сохранив ее с новым названием, внести в нее необходимые изменения.
Часто проект имеет ограниченный бюджет, и в таких случаях, создавая проектный план в таблице (Ввод) представления (Диаграмма Ганта), удобно всегда иметь перед глазами информацию о цене проекта, не переключаясь в таблицу Cost (Затраты). Самый простой путь для этого — добавление колонки Cost (Затраты) в таблицу Entry (Ввод). В таком случае в таблице будет отображаться информация о суммарной стоимости работ по проекту и стоимости каждой из его задач. При этом следует сохранить копию исходной таблицы на тот случай, если она понадобиться в дальнейшем.
Итак, переключитесь в представление (Диаграмма Ганта) и выберите команду меню (Вид ► Таблица ► Другие таблицы). В открывшемся диалоговом окне таблица (Ввод) уже будет выделена, поэтому останется только нажать кнопку Сору (Копировать). После этого появится диалоговое окно, в котором необходимо установить флажок Show in menu (Показывать в меню), чтобы новую таблицу можно было открывать через меню MS Project, и выбрать название для новой таблицы, например Ввод с контролем стоимости. Далее нажмите ОК, чтобы сохранить новую таблицу и вернуться в диалоговое окно со списком таблиц. Новая таблица в этом списке будет выделена. Для возвращения к представлению (Диаграмма Ганта) нажмите кнопку (Применить).
Рядом с диаграммой теперь находится таблица, которую мы только что создали. Чтобы убедиться в этом, откроем меню (Вид): название открытой таблицы указано в нем напротив команды (Таблица) (рисунок 15).
Рисунок 15 - Отображение названия новой таблицы в представлении в меню Вид
Теперь добавьте в таблицу колонку с информацией о стоимости. Оптимальное место для нее — слева от столбца с названием задачи, поскольку в таком случае информация о стоимости всегда будет на виду.
Для добавления колонки выделите столбец с названием задачи, щелкнув по его заголовку, а затем щелкнете по выделенному столбцу правой кнопкой мыши и в контекстном меню выберете команду (Вставить столбец). В открывшемся диалоговом окне определения свойств добавляемой в таблицу колонки (рисунок 16).
Рисунок 16 – Диалоговое окно определения свойств добавляемой в таблицу колонки
Редактирование и форматирование данных в таблицах
Редактирование таблиц в MS Project осуществляется почти так же, как в Excel. Удобно, что во многих полях можно выбирать значения из списка или пользоваться стрелками для увеличения и уменьшения значений, кроме того, данные можно вводить с помощью строки ввода.
Возможности форматирования содержимого таблиц в MS Project довольно развиты. Во-первых, есть возможность изменять шрифт и цвет данных в ячейках и столбцах. Для этого нужно выделить ячейку (установив в нее курсор и щелкнув мышью) или столбец (щелкнув по его заголовку), а затем вызвать диалоговое окно определения свойств шрифта (рисунок 17) через меню Format ► Font (Формат ► Шрифт). Это диалоговое окно можно вызвать и выбором команды Font (Шрифт) в контекстном меню, которое появляется при щелчке правой кнопкой мыши по выделенной ячейке или столбцу.
Рисунок 17 – Диалоговое окно определения свойств шрифта
Диалоговое окно определения свойств шрифта содержит несколько полей, с помощью которых можно задать тип шрифта (поле Font), его начертание (поле Font style), размер (счетчик Size) и цвет (список Color), а также добавить эффект подчеркивания (флажок Underline (Подчеркнуть)). В области Sample (Образец) отображается пример применения выбранных настроек шрифта.
Во-вторых, MS Project позволяет одновременно форматировать строки таблицы, относящиеся к задачам или ресурсам определенного типа. Для этого нужно выбрать команду меню Format ► Text Styles (Формат ► Стили текста) или воспользоваться командой Text Styles (Стили текста) контекстного меню, которое отображается при щелчке правой кнопки мыши по выделенной колонке таблицы.
Диалоговое окно изменения текстовых стилей (рисунок 18) является аналогом диалогового окна определения свойств шрифта. Единственное отличие — это присутствие списка Item to Change (Изменяемый). Выбрав нужный элемент из этого списка, можно затем изменять его шрифт, стиль, размер и использовать дополнительные эффекты.
Рисунок 18 – диалоговое окно определения свойств текстовых стилей
Список приведенных в списке элементов зависит от типа таблицы, открытой в текущем представлении. Например, диалоговое окно на рисунке 18 вызвано щелчком по таблице в представлении Gantt Chart (Диаграмма Ганта), поэтому в списке элементов приведены различные типы задач.
В качестве примера отформатируйте курсивом все задачи, являющиеся критическими для проекта. Для этого выберете в списке Item to Change (Изменяемый) пункт Critical Tasks (Критические задачи) и измените начертание шрифта на полужирный курсив в списке Font style (Начертание). В результате все строки таблицы, относящиеся к критическим задачам, автоматически будут выделены.
Возможность форматирования стилей текста полезна, когда нужно выделить в таблице группу строк на основании типа размещенных в них данных. Это пригодится при формировании разнообразных распечаток и при работе с представлениями, не содержащими диаграмм.
В некоторых случаях для вычленения нужной информации из множества строк в таблице более удобны другие средства, имеющиеся в MS Project: сортировка, фильтрация и группировка данных.
СОРТИРОВКА
Несмотря на то, что проектные данные распределены по представлениям, каждое представление может содержать слишком большой объем информации. Поэтому очень важно уметь отбирать из данных, отображаемых в представлениях, только нужные.
Сортировка позволяет изменять порядок записей в таблице по возрастанию или убыванию значений в одном или нескольких ее полях. Например, можно отсортировать задачи по трудозатратам и в отсортированной таблице увидеть, какие задачи требуют наименьших трудозатрат, а какие — наибольших.
Таблицы, отображаемые в представлениях, являются уменьшенными вариантами «внутренних» таблиц. Поэтому сортировать записи во «внешних» таблицах можно по любому из столбцов «внутренней» таблицы, а не только по тем столбцам, которые включены в структуру «внешней» таблицы.
Чтобы применить сортировку, следует воспользоваться подменю Project ► Sort (Проект ► Сортировка). В этом подменю (рисунок 19) содержится набор стандартных вариантов сортировки для текущего типа таблицы.
Если в таблице отображается информация о задачах, то в меню будут представлены следующие варианты сортировки: by Start Date (по дате начала), by Finish Date (по дате окончания), by Priority (по приоритету), by Cost (по затратам) и by ID (no идентификатору). Если же в таблице содержатся данные о ресурсах, то в меню будут представлены варианты сортировки by Cost (по затратам), by Name (по названию) и by ID (по идентификатору).
Рисунок 19 - меню сортировки данных в MS Project
Последний пункт в списке, Sort by (Сортировать по), вызывает окно сортировки, в котором можно настроить параметры сортировки самостоятельно. Этот пункт присутствует в списке независимо от текущего типа таблицы.
Для быстрого вызова окна сортировки можно выделить любую из колонок таблицы, затем щелкнуть на ней правой кнопкой мыши и в раскрывшемся контекстном меню выбрать команду Sort by (Сортировать по).
Рисунок 20 - Окно сортировки MS Project
Диалоговое окно сортировки (рисунок 20) позволяет выбрать до трех полей, по которым будет осуществляться сортировка записей таблицы. Сортировка выполняется последовательно, сначала по первому полю, потом по второму и затем — по третьему (счет идет сверху вниз). При этом для каждого выбранного поля можно указать порядок сортировки — по возрастанию (переключатель Ascending (По возрастанию)), когда в начале таблицы отображаются записи с наименьшими значениями в этом поле, или по убыванию (переключатель Descending (По убыванию)), когда в начале таблицы отображаются записи с наибольшими значениями
Флажки, расположенные внизу диалогового окна сортировки, определяют дополнительные параметры сортировки. Установленный флажок Permanently renumber tasks (Перенумеровать задачи) при сортировке меняет идентификаторы задач (ID) в соответствии с их новым расположением в таблице (1 соответствует первой записи, 2 — второй и т. д.).
После нажатия кнопки Sort (Сортировать) данные в таблице сортируются в соответствии с заданными параметрами. Для восстановления исходного порядка строк в таблице нужно выбрать команду меню Project ► Sort ► by ID (Проект ► Сортировка ► по идентификатору), поскольку значение в столбце с идентификатором соответствует порядковому номеру строки. Правда, сортировка по идентификатору вернет задачи в исходное представление только в том случае, если ранее при сортировке не был установлен флажок Permanently renumber tasks (Перенумеровать задачи), поскольку в противном случае строки перенумеровываются в порядке, соответствующем их положению после сортировки.
ФИЛЬТРАЦИЯ
При работе с проектными планами, содержащими большое число задач и ресурсов, часто требуется отображать в таблицах не все доступные данные, а только некоторую их часть. Для отбора строк, отображаемых в таблицах, служат средства фильтрации: структурная фильтрация, автофильтр и фильтры.