Создание базы данных, ее поддержка и обеспечение доступа пользователей к ней осуществляется с помощью специального программного инструмента — системы управления базами данных.
Система управления базой данных (СУБД) – это комплекс программных и языковых средств, предназначенных для создания, ведения и совместного использования БД многими пользователями.
СУБД различают по используемой модели данных. Они обеспечивают многоцелевой характер использования БД, защиту и восстановление данных. Наличие развитых диалоговых средств и языка запросов делает СУБД удобным средством для конечного пользователя.
Основные средства СУБД:
1. Средства описания структуры БД;
2. Средства конструирования экранных форм, предназначенных для ввода данных, просмотра и их обработки в диалоговом режиме;
3. Средства создания запросов для выборки данных при заданных условиях, а также выполнения операций по их обработке;
4. Средства создания отчетов из БД для вывода на печать результатов обработки в удобном для пользователя виде.
|
|
Примеры СУБД: Dbase, Sybase, FoxPro, Paradox, Oracle, MS SQL Server, MS Access.
ХАРАКТЕРИСТИКИ СУБД:
1. Производительность (время выполнения запросов, скорость поиска информации, время импортирования баз данных из других форматов, скорость выполнения операций, таких как обновление, вставка, удаление, время генерации отчета);
2. Обеспечение безопасности данных (шифрование прикладных программ, шифрованием данных, защита данных паролем, ограничением доступа к базе данных;
3. Обеспечение целостности данных подразумевает наличие средств, позволяющих удостовериться, что информация в базе данных всегда остается корректной и полной. Целостность данных должна обеспечиваться независимо от того, каким образом данные заносятся в память (в интерактивном режиме, посредством импорта или с помощью специальной программы);
4. Наличие развитых диалоговых средств конструирования таблиц, форм, запросов, отчетов, макросов и средств работы с БД;
5. Возможность работы с нетрадиционными данными в корпоративных сетях (страницы HTML, сообщения электронной почты, звуковые файлы, изображения и др.);
6. Специальные средства, автоматизирующие работу, например, многочисленные мастера в Access;
7. Уровень использования – локальная СУБД (для настольных систем), архитектура клиент-сервер, многопроцессорная СУБД (с параллельной обработкой данных);
8. Использование объектной технологии OLE - связывание и внедрение объектов;
9. Наличие собственного языка программирования (SQL, Visual Basic), его переносимость в другие приложения.
Выбор СУБД зависит от многих факторов, но главным является возможность работы с конкретной моделью данных (иерархической, сетевой и реляционной).