Механизм и причины СА

Не формируется фонематическое восприятие, в результате не воспринимается слово в целом. => Слышат, но не понимают обращенную речь.

Нарушение импрессивной речи возникает при поражении височного отдела КГМ доминантного полушария – петли Гешля (в левом полушарии). Вследствие дисфункции клеток верхней височной извилины, возникающей под влиянием звучащего слова, возбуждения не передаются в другие анализаторы, что обусловливает тяжелое нарушение аналитико-синтаксической деятельности мозга. Связь между звуковым образом (словом) и обозначающим его предметом, действием, признаком не формируется, возникает замыкательная оккупация.

При отсутствии или недостаточном понимании речи возникает вопрос о состоянии слуха. Многочисленные специальные исследования Трауготт Н.Н., Кайдановой С.И., Алиевой показали, что у большинства детей с СА отмечается незначительное снижение остроты физического слуха в области высоких частот (свистящие, шипящие), однако это незначительное нарушение слуха не может серьезно повлиять на понимание речи. Нарушение понимания объясняется не снижением слуха, а специфическим состоянием КГМ. Недоразвитие или раннее прижизненное поражение височных отделов КМ приводит к ухудшению работоспособности незрелых мозговых клеток, в которых не могут нормально протекать высшие нервные процессы. Возникает особое состояние акустической невозбудимости истощаемости слуховой функции. Избирательные трудности образования условных связей (реакций) на звуковые раздражители достаточной для ребенка громкости. Обращенная речь является слишком слабым сигналом, чтобы вызвать понимание, ответ. Иногда утром лучше понимают обращенную речь, т.к. рабочая функция коры после сна выше, а к вечеру, с нарастанием утомления, ухудшается. В других случаях лучше понимают вечером обращенную речь, т.к. утром продолжает действовать тормозной фон, а к вечеру, по мере тренировки, клетки включаются в рабочий ритм и понимание улучшается.

(Часто) явление гиперакузии – повышенная чувствительность к тихим неречевым звукам, безразличным для окружающих. Воспринимают эти звуки обостренно.

Характерно: быстрая истощаемость внимания, памяти, особой слуховой модальности. => Отсутствие слухоречевых дифференцировок, неполноценность слухового анализа и синтеза.

Состояние речи: выражение слухо-фонематического восприятия может быть различным. => Недостатки понимания разнообразны.

Тяжелое слухо-фонематическое недоразвитие: не понимают речь окружающих, относятся к ней как к шуму лишенному смысла, не реагируют даже на собственное имя, безразличны к любым речевым и неречевым звуковым раздражителям. Однако после непродолжительных занятий они способны воспринимать, различать 3-4 звучащие игрушки, т.е. дифференцировать некоторое переключение звучания.

Трудности при определении направления звучания, смены музыкальных мелодий, тактов, двигательное беспокойство, трудности поведения.

В более легких случаях: ребенок понимает отдельные обиходные слова, но не понимает эти слова на фоне развернутого высказывания. Иногда наоборот: понимание слов труднее понимания фразы. => Часто дают неверные реакции, ответы. Большую роль играет при понимании речи ситуация, речь в определенном контексте. Не понимают смысла грамматических конструкций. Иногда затруднения понимания речи при изменении темпа, порядка слов, произнесении фразы другим голосом, при однократном предъявлении, понимают только то, что сами могут произнести. Постепенно начинают прислушиваться.

При грубом нарушении понимания становится невозможна экспрессивная речь или грубо искажается. Активно используют жесты, мимику, модуляции (нет у глухих). Правильно реагируя на изменения интонации, не понимают смысла. Игра часто сопровождается немодулированным лепетом. Постепенно эти лепетные звуки вводит в свой словарный запас. Пассивный словарь значительно меньше активного словаря (при частичном понимании). Постепенно пользуются междометиями, часто вне ситуации. Когда есть активный словарь идет постоянный поиск новых форм.

Специфические ошибки: обилие в экспрессивной речи литеральных (замена звука или буквы в слове на другие) и вербальных (замена нужного слова другим, входящим вместе с ним в одно ассоциативное поле) парафазий, элизии (пропуски), персеверации (повторение предыдущего слога), контаминации (слияние в одно слово), эхолалии, логоррея (бессвязное воспроизведение слов и их обрывков – «словесная окрошка»). => постепенно появляется ситуационное, более устойчивое употребление слов, простых словосочетаний.

Говорят легко, плавно, без напряжения, интонировано, не задумываясь о подборе слов, о построении предложений, не замечают допущенных ими ошибок.

При восприятии слов со зрительной опорой понимание речи улучшается. => Рано учат чтению (в 1 год глобальное чтение). Речь не является средством познания окружающего мира, средством общения. Наблюдаются особенности личностного развития, трудности поведения, регуляции, часто вторичная задержка умственного развития разной степени выраженности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: