1. Что является предметом морфологии? Почему морфологию называют грамматическим учением о слове? Какому лингвисту принадлежит фундамен-тальный труд с одноимённым названием? С какими лингвистическими раздела-ми связана морфология? Каков характер этой связи (непосредственный, опосредованный)?
2. Составьте словарь морфологических терминов. Дайте определение основных понятий морфологии.
3. Все ли слова имеют грамматические формы? Какие словоформы называются склоняемыми, а какие – спрягаемыми? Каким частям речи они принадлежат? Приведите соответствующие примеры.
4. Определите грамматическую форму следующих слов и укажите способы её представления:
на уроке, стол, братьев, вести, рукава, этих, впечатляющие, планетарии, в меду, красным, к чему-то.
5. Чем словоформы отличаются от лексем? Какие словоформы называются синтетическими, а какие – аналитическими? Как такие словоформы называются в школьной грамматике? Приведите соответствующие примеры.
6. Все ли сочетания слов в приведенном ниже языковом материале являются словосочетаниями? Если нет, то почему?
|
|
Очень внимательный, самый прилежный, будет заниматься, пообещал принести, исполнил бы, пусть ответит, выразительнее всех, изобразить чётче.
7. Прочитайте необычное стихотворение, которое написал Л. Кэрролл. Найдите слова, которые похожи на существительные и прилагательные. Обозначьте в них окончания.
Бармаглот
Варкалось. Хливкие хорьки
Пырялись по наве
И хрюкотали зелюки,
Как мюмзики в мове.
В чем лингвометодический смысл такого задания, которое предложено учащимся 4 класса?
8. Какое языковое значение называется грамматическим (морфологи-ческим)? Какими признаками оно отличается от лексического значения? Какова типология морфологических значений? Каков характер связи между конкрет-ными типами морфологических значений? Покажите это на примере любой знаменательной части речи.
9. Дайте определение грамматической категории. Какие типы граммати-ческих категорий различают? Проанализируйте категорию рода имен сущест-вительных и прилагательных. Имеют ли категорию лица глаголы прошедшего времени? Изменяются ли по родам и числам имена числительные? Какие грамматические категории имеют именные части речи и каков их характер?
10. Прочитайте отрывок из сказки-шутки Л. Петрушевской. Можно ли «перевести» этот отрывок на понятный русский язык и благодаря чему? Слова каких частей речи узнаваемы в этом тексте? Какими грамматическими категориями они характеризуются?
Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку. И волит:
– Калушата, калушаточки! Бутявка!
|
|
Калушата присяпали и бутвку стрямкали. И подудонились. А Калуша волит:
– Оёё, оёё! Бутявка-то некузявая!
Калушата бутявку вычучили.
Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.
11. Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки, расставляя знаки препинания. Какие части речи наиболее заметны в структурировании данного текста? Приведите из текста слова разных частей речи. Определите их грамматические значения и грамматические формы.
В середине августа перед рождением молодого месяца вдруг наступили отвр..тительные погоды какие так свойствен?ы северному побережью Черного моря. То по целым суткам т..жело лежал над землею и морем густой туман и тогда огромная сирена на маяке ревела днем и ночью точно бешен?ый бык. То с утра до утра шел (н..)переест..вая мелкий как вод..н?ая пыль дождик пр..вращавший глинистые дороги в сплошную густую грязь в которой ув..зали надолго возы и экипажи. То задувал с (северо)запада со стороны степи св..репый ураган от него верхушки деревьев раскачивались, пр..гибаясь и выпр..мляясь точно волны в бурю гремели по ночам железные кровли дач?, казалось, будто кто(то) бегает по ним в подкован?ых сапогах вздрагивали оконные рамы, хлопали двери и дико завывало в печных трубах. Несколько рыбач?их б..ркасов заблудились в море, а два и совсем (н..)вер-нулись… Обитатели пригородного морского курорта большей частью греки и евреи, жизн..любивые и мнительные как все южане поспешно перебирались в город. По размякшему шос?е без конца т..нулись ломовые дроги перегружен?ые всяч…скими домашними вещами тюф..ками, диванами, сундуками, стульями, умываль-никами, сам..варами. Жалко и грус?но и противно было гл..деть сквозь мутную кис?ею дождя на этот жалкий скарб казавшийся таким изношен?ым грязным и нищ..нским на горничных и кухарок сидевших (на)верху воза на мокром бр..зенте с какими(то) утюгами, жестянками и к..рзинками в руках на запотевших, обес?ил..вших лошадей которые то и дело останавливались дрожа коленями, на сипло ругавшихся дрогалей закутан?ых от дождя в р..гожи. Еще печальнее было видеть оставлен?ые дачи с их внезапным простором, пустотой и оголен?остью, с изуродован?ыми клумбами, разбитыми стеклами, брошен?ыми собаками и всяч..ским дачным сором из окурков, бумажек, черепков, коробочек и аптекар?ских пузырьков.
Но к началу сентября погода вдруг резко и совсем (н..)ожидан?о переменилась. Сразу наступили тихие безоблачные дни такие ясные, солнечные и теплые каких не было даже в июле. На о..сохших (с, з)жатых полях, на их колючей ж..сткой щетине забл..стела слюд..н?ым блеском осен?яя паутина. Успокоивш..еся деревья бе..шумно и покорно р..няли ж..лтые листья. (По А. Куп-рину)