Вопросы и задания. 1. Каковы задачи, результаты и схема морфемного разбора слов?

1. Каковы задачи, результаты и схема морфемного разбора слов?

2. Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки, расставляя недостающие знаки препинания; произведите морфемный анализ подчеркнутых слов.

Сновидения осени

Случается, что поздней осенью вернется лето и зацепит уходящую пору огнен?ым хвостом. И осень растает, разнежится и притихнет, словно ласковая собака которую гладит женщина. И тогда лес запахнет пр…щальным (а, о)р…матом только что увя…шей листвы рубиновыми плодами шиповника белым грибом (н…)кем (н…)тронутым уже разв…ливш…мся пропитан?ым водою но все еще п…хучим напоминающ…м о прошлых погодах. И потечет по лесу улыбч…вый бл…г…душный (а, о)р…мат от сосны к березе от березы к дубу а тот ответит могучими запахами силы крепости и вечности.

В запахах леса есть что(то) (н…)пр…ходящее (н…)истребимое что особенно хорошо ощущает?ся в мягкие прощальные дни осени. Она уже осв…б…дилась от нудных дождей злючих наскоков зазимья и дотошных всё обв…лакивающих иголок инея ураганы отступили пришла спокойная пора отдохновения. И будто отдыхая осень видит сон о лете и нам показывает свои р…скошные видения во всем величии одухотворен?ой красоты и в животв…рящих бл…гоуханиях земли. Благо тому кто сумел впитать в себя всё это с детства и пронес через жизнь (н…)расплескав ни капли из дарован?ого природой сосуда нравствен?ого спасения! (По Г. Троепольскому)

3. Каковы задачи, результаты и схема словообразовательного разбора слов?

4. Выполните словообразовательный разбор выделенных слов.

1. Готовилось наступление под Харьковом, и передовая заранее просила резервов. (Сим.) 2. Не зряведь молодость и зрелость от вокзалов свой разбег берут. (И. Рядченко) 3. И вот летит над миром спутник, его по-русски призносит мир. (Э. Иод-ковский) 4. Мне грустно потому, что весело тебе. (Л.)

5. Перепишите текст, корректируя его, вставляя пропущенные буквы, рас-ставляя знаки препинания. Охарактеризуйте текст. Произведите словообра-зовательный анализ слов, выделенных жирным шрифтом.

Он вступил в темные ш...рокие сени от которых подула холодом как из погреба. Из сеней он попал в комнату то же темную чуть чуть озареную светом выходившем из под широкой щели находившийся внизу двери.Отваривши эту дверь он на конец очутился в свету и был поражен представшем беспорядком: казалось как-будто в доме происходила мытье полов и сюда на время нагромоздили мебель. На одном столе стоял сломаный стул и рядом с ним часы с остановивш...мся маятнеком к которому паук уже пр...ладил паутину. Тут же стоял преслоненный боком к стене шкаф со стариным серебром графинчеками и китайским фарфором. На бюро вылаженном пирламутровою мозаикой которая местами уже выпала и оставила после себя одни жолтенькие ж...лобки наполнянные клеем лежало множество всякой всячины: куча исписаных мелко бумаж...к накрытых мраморным позеленевшем пресом с яичком на верху какая то стариная книга в кожаном переплете с красным обрезом лимон весь высохший ростом не более лесного ореха отломленная ручка кресел рюмка с какою то жидкостью и тремя мухами накрытая письмом кусоч...к сургучека кусочек где-то поднятой тряпки два пера запачканые чернилами высохшее как в чахотке зубочистка совершенно пожелтевшая которою хозяин может быть ковырял в зубах своих еще до нашевствия на Москву французов.

Пока Чичиков рассматривал все старинное убранство отворилась боковая дверь и взошла та самая ключница которую встретил он на дворе. Но тут увидел он что это был скорее ключник чем ключница: ключница по крайней мере не бреит бороды а этот напротив того брил и казалось довольно редко потому что весь подбородок с нижней частью щеки походил у него на скрибницу из железной провалоки какою чистят на конюшне лошадей.

Вот какого рода помещик стоял перед Чичиковым! (По Н. Го-голю)

6. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, расставляя знаки препина-ния. Графически обозначьте те морфемы, в составе которых есть пропущенные орфограммы.

Однажды возвращаясь домой я (н…)ча…н?о забрел в какую(то) незнакомую усадьбу. Солнце уже пряталось и на цветущей ржи растянулись вечерние тени. Два ряда старых тесно посажен?ых очень высоких елей ст…яли как две сплошные стены образуя мрачную красивую ал?ею. Я ле?ко пролез через и…городь и пош…л по этой ал?е… скользя по еловым иглам которые тут на верш…к п…крывали землю. Было тихо темно и только высоко на вершинах кое(где) др…жал яркий золотой свет и переливал радугой в сетях п…ука. Сильно до дух…ты пахло хвоей. Потом я повернул на длин?ую липовую ал?ею. И тут то(же) запустение и старость прошлогодняя листва печально шелестела под ногами и в сумерках между деревьями прятались тени. Направо в старом фруктовом саду (н…)хотя слабым голосом пела иволга должно быть то(же) старушка. Но вот и липы кончились я прош…л мимо белого дома с тер?ас?ой и м…з…нином и передо мной (н…)ожиданно развернулся вид на барский двор и на широкий пруд с купальней с толпой зеленых ив с деревней на том берегу с высокой узкой к…л…кольней на которой горел крест отр…жая в себе заходящее солнце. На миг на меня пове…ло оч…р…ванием чего(то) родного очень знакомого будто я уже видел эту самую п…н…раму когда(то) в детстве… (По А. Чехову)

8.Докажите, используя языковой материал, что морфемный и слово-образовательный разборы помогают решать орфографические задачи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: