double arrow

Вопросы и задания. 1. Какие отношения называют отношениями словообразовательной мотивации, или словообразовательной производности?

1. Какие отношения называют отношениями словообразовательной мотивации, или словообразовательной производности? Как отношение производности обозначается графически? Определите направление произ-водности между следующими парами слов, помня о приемах определения этого направления:

библиотека – библиотечный, новизна – новый, плавание – плавать, сухой – сушь, приходить – приход, столовая комната – столовка, общепит – общественное питание, важный – архиважный, компьютер – комп, раб – рабыня, танцовщик – танцовщица.

2. При каких условиях слово становится производным? Какой процесс приводит к утрате этого свойства словом?

3. Какое значение понимается как словообразовательное? Каким способом оно выявляется?

4. На чем основывается выделение способов словообразования? Каковы основные способы словообразования? Какие способы словообразования отно-сятся к аффиксальным?

5. Что представляет собой словообразовательный формант при суффиксации? Определите словообразовательный формант и его значение в следующих словах:

водитель, выпрямитель, борец, литовец, ялтинец, самбист, колхозник, умник, стенографистка, докторша, доброта, пение, читальня, чайник, учительская, листва, снежинка, тигренок, выход, гладь.

6. Распределите прилагательные по трем колонкам: 1) образованные префиксальным способом; 2) суффиксальным способом; 3) конфиксальным способом. Найдите производящую основу и словообразовательный формант.

Неприятный, непробудный, ненавистный, межпланетный, меж-государственный, международный, интернациональный, амораль-ный, противовоспалительный, сверхмодный, околоземный, расчу-десный, приморский, трансатлантический, неожиданный, противо-пожарный, выдвижной, задумчивый, заволжский, приднепровский.

7. Как образованы следующие слова: 1) способом постфиксации, 2) сочетанием префиксации и постфиксации, 3) сочетанием префиксации с суффиксацией и постфиксацией?

Смотреться, разбежаться, осмелиться, запасаться, целовать-ся, нагуляться, перешептываться, набегаться, переписываться, уло-житься, наиграться, наработаться, ослушаться, встречаться, ссо-риться, переглядываться, пересматриваться, браться.

8. Определите способ образования существительных и прилагательных.

Проседь, просинь, прозелень, безусый, безголосый, безъ-языкий, безъязычный, безлистый, безлистный, суглинок, пасынок, падчерица, неразрывный, неприступный, непереносимый.

9. Дайте определение словообразовательного типа. Благодаря каким словообразовательным признакам производные слова объединяются в один словообразовательный тип?

10. Соотнесите производные слова с производящими, выделите в них словообразовательный формант и распределите их по словообразовательным типам. Определите словообразовательное значение каждого типа.

Подкормка, проверка, примерка, перловка, суконка, жестянка, блондинка, чемпионка, танцорка, партизанка, синичка, кроватка, двустволка, стометровка, переписка, переноска, акробатка, радистка, лаборантка, пуговичка, земелька, яблонька, тушёнка, сгущёнка, валерьянка, газировка.

11. Составьте словообразовательные цепочки. С каким словом связано каждое данное слово отношениями производности? Выделите в производных словах форманты.

Ветвистый, ветвистость, ветвь; устоять, устойчивый, стоять, устойчивость; ошибиться, ошибочный, ошибка, безошибочный, безошибочно; озвучить, озвучивать, звук, переозвучить, озвучива-ние, переозвучивать, переозвучивание; светать, рассветать, свет, рассвет, дорассветный, предрассветный.

12. Перечислите безаффиксные способы словообразования и укажите отличие сращения от сложения.

13. Образуйте имена прилагательные на базе словосочетаний. Объяс-ните их правописание.

Красный флаг, Дальний Восток, круглый год, синие глаза, светлые волосы, фруктовый и овощной, левый берег, радость к жизни, подъем груза, рабочий и крестьянский, каждый день, плавающие по воде, сельское хозяйство.

14. Какой способ словообразования называется сложно-суффиксаль-ным? Выпишите сначала слова, образованные чистым сложением, затем сложно-суффиксальным способом и, наконец, суффиксальным способом.

Вольнослушатель, историко-филологический, засухоустойчи-вый, орденоносец, мореплаватель, хлебобулочный, первоклассник, паровозный, жизнелюбие, самообразование, легкомыслие, рыбо-ловный, физико-математический, разноцветный, водопроводный, пятиметровый, победоносный, садоводческий, литературоведчес-кий, языковедческий, железобетонный, самокритичный, чернозём-ный, мировоззрение, овощехранилище, мироощущение, жизнеспо-собность, Новгород.

15. Запишите в два столбика слова, образованные: 1) путем сращения слов, 2) путем сложения основ. Объясните различия между ними.

Быстрорастущий, малорослый, малосемейный, малоупот-ребительный, долгоиграющий, малолюдье, высокохудожественный, горько-соленый, самовольный, здравомыслящий.

16. Какой способ словообразования называется морфолого-синтакси-ческим? Что для него характерно? Приведите примеры морфолого-синтаксического способа словообразования. Придумайте предложения со словами чайная и трудящиеся, чтобы эти слова в одном случае были существительными, в другом – прилагательными или причастиями. Приведите свои аналогичные примеры.

17. Какой способ словообразования называется лексико-семантическим? Правомерно ли определять такое словообразование семантическим?

18. Установите отношение производности в следующих парах слов:

дворник (стеклоочиститель) – дворник (лицо); дума (невесё-лая) – (Российская) Дума; (блестящая) виктория – (урожайная) «Виктория» – Виктория (Пешевич).

19. Как называются слова, образованные лексико-семантическим способом? В каком словаре они описаны? Приведите примеры семантического словообразования из соответствующего словаря.

Тема 6. Морфемный и словообразовательный разборы слова

План

1. Основные методы морфемного разбора (метод сопостав-ления, метод непосредственно составляющих, метод подбора однокоренных слов и др.). Процедура морфемного анализа.

2. Процедура словообразовательного разбора.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: