1. Какие отношения называют отношениями словообразовательной мотивации, или словообразовательной производности? Как отношение производности обозначается графически? Определите направление произ-водности между следующими парами слов, помня о приемах определения этого направления:
библиотека – библиотечный, новизна – новый, плавание – плавать, сухой – сушь, приходить – приход, столовая комната – столовка, общепит – общественное питание, важный – архиважный, компьютер – комп, раб – рабыня, танцовщик – танцовщица.
2. При каких условиях слово становится производным? Какой процесс приводит к утрате этого свойства словом?
3. Какое значение понимается как словообразовательное? Каким способом оно выявляется?
4. На чем основывается выделение способов словообразования? Каковы основные способы словообразования? Какие способы словообразования отно-сятся к аффиксальным?
5. Что представляет собой словообразовательный формант при суффиксации? Определите словообразовательный формант и его значение в следующих словах:
|
|
водитель, выпрямитель, борец, литовец, ялтинец, самбист, колхозник, умник, стенографистка, докторша, доброта, пение, читальня, чайник, учительская, листва, снежинка, тигренок, выход, гладь.
6. Распределите прилагательные по трем колонкам: 1) образованные префиксальным способом; 2) суффиксальным способом; 3) конфиксальным способом. Найдите производящую основу и словообразовательный формант.
Неприятный, непробудный, ненавистный, межпланетный, меж-государственный, международный, интернациональный, амораль-ный, противовоспалительный, сверхмодный, околоземный, расчу-десный, приморский, трансатлантический, неожиданный, противо-пожарный, выдвижной, задумчивый, заволжский, приднепровский.
7. Как образованы следующие слова: 1) способом постфиксации, 2) сочетанием префиксации и постфиксации, 3) сочетанием префиксации с суффиксацией и постфиксацией?
Смотреться, разбежаться, осмелиться, запасаться, целовать-ся, нагуляться, перешептываться, набегаться, переписываться, уло-житься, наиграться, наработаться, ослушаться, встречаться, ссо-риться, переглядываться, пересматриваться, браться.
8. Определите способ образования существительных и прилагательных.
Проседь, просинь, прозелень, безусый, безголосый, безъ-языкий, безъязычный, безлистый, безлистный, суглинок, пасынок, падчерица, неразрывный, неприступный, непереносимый.
9. Дайте определение словообразовательного типа. Благодаря каким словообразовательным признакам производные слова объединяются в один словообразовательный тип?
10. Соотнесите производные слова с производящими, выделите в них словообразовательный формант и распределите их по словообразовательным типам. Определите словообразовательное значение каждого типа.
|
|
Подкормка, проверка, примерка, перловка, суконка, жестянка, блондинка, чемпионка, танцорка, партизанка, синичка, кроватка, двустволка, стометровка, переписка, переноска, акробатка, радистка, лаборантка, пуговичка, земелька, яблонька, тушёнка, сгущёнка, валерьянка, газировка.
11. Составьте словообразовательные цепочки. С каким словом связано каждое данное слово отношениями производности? Выделите в производных словах форманты.
Ветвистый, ветвистость, ветвь; устоять, устойчивый, стоять, устойчивость; ошибиться, ошибочный, ошибка, безошибочный, безошибочно; озвучить, озвучивать, звук, переозвучить, озвучива-ние, переозвучивать, переозвучивание; светать, рассветать, свет, рассвет, дорассветный, предрассветный.
12. Перечислите безаффиксные способы словообразования и укажите отличие сращения от сложения.
13. Образуйте имена прилагательные на базе словосочетаний. Объяс-ните их правописание.
Красный флаг, Дальний Восток, круглый год, синие глаза, светлые волосы, фруктовый и овощной, левый берег, радость к жизни, подъем груза, рабочий и крестьянский, каждый день, плавающие по воде, сельское хозяйство.
14. Какой способ словообразования называется сложно-суффиксаль-ным? Выпишите сначала слова, образованные чистым сложением, затем сложно-суффиксальным способом и, наконец, суффиксальным способом.
Вольнослушатель, историко-филологический, засухоустойчи-вый, орденоносец, мореплаватель, хлебобулочный, первоклассник, паровозный, жизнелюбие, самообразование, легкомыслие, рыбо-ловный, физико-математический, разноцветный, водопроводный, пятиметровый, победоносный, садоводческий, литературоведчес-кий, языковедческий, железобетонный, самокритичный, чернозём-ный, мировоззрение, овощехранилище, мироощущение, жизнеспо-собность, Новгород.
15. Запишите в два столбика слова, образованные: 1) путем сращения слов, 2) путем сложения основ. Объясните различия между ними.
Быстрорастущий, малорослый, малосемейный, малоупот-ребительный, долгоиграющий, малолюдье, высокохудожественный, горько-соленый, самовольный, здравомыслящий.
16. Какой способ словообразования называется морфолого-синтакси-ческим? Что для него характерно? Приведите примеры морфолого-синтаксического способа словообразования. Придумайте предложения со словами чайная и трудящиеся, чтобы эти слова в одном случае были существительными, в другом – прилагательными или причастиями. Приведите свои аналогичные примеры.
17. Какой способ словообразования называется лексико-семантическим? Правомерно ли определять такое словообразование семантическим?
18. Установите отношение производности в следующих парах слов:
дворник (стеклоочиститель) – дворник (лицо); дума (невесё-лая) – (Российская) Дума; (блестящая) виктория – (урожайная) «Виктория» – Виктория (Пешевич).
19. Как называются слова, образованные лексико-семантическим способом? В каком словаре они описаны? Приведите примеры семантического словообразования из соответствующего словаря.
Тема 6. Морфемный и словообразовательный разборы слова
План
1. Основные методы морфемного разбора (метод сопостав-ления, метод непосредственно составляющих, метод подбора однокоренных слов и др.). Процедура морфемного анализа.
2. Процедура словообразовательного разбора.