Каковы основные типы падежных значений и способы их выражения?

Какая из падежных форм всегда беспредложная, а какая – только предложная?

3. Из следующих предложений выпишите словоформы существительных. Запишите к ним соответствующий падежный вопрос и укажите их падеж. Определите их значение, записав смысловой вопрос. Обозначьте способ выражения падежа. Например: ветк - и – (что?) им. пад.; субъектное значение (о чем говорится в предложении?).

1. Ветки цветущих черешен смотрят мне в окно, и ветер иногда усыпает мой письменный стол их лепестками. (Л.)2. На вершине горы мы нашли снег. (Л.)3. Знать, долго скитаться наскуча над ширью земель и морей, на родину тянется туча, чтоб только поплакать над ней. (Фет)4. В ста шагах от мельницы находился маленький, со всех сторон открытый навес. (Т.)5. Манилов долго стоял на крыльце, провожая глазами удаляющуюся бричку. (Г.)

6. Лицо как бы вымоченное в квасу. (Ч.)7. Мухи не могут облепить так мёда, как мальчишки облепили балаган с игрушками. (Ч.)8. Он был в пальто. (Пауст.)

У каких существительных в каких падежных формах возможны варианты падежных окончаний? Объясните условия употребления этих падежных окончаний.

4. Выпишите словосочетания с несклоняемыми существительными. Определите их род, значения числа и падежа. Каков способ определения и выражения данных грамматических значений?

1. Мужчины с поднятыми воротниками пальто и дамы с блед-ными, заспанными лицами, когда позвонили к чаю, стали спускаться вниз. (Ч.)2. Я снял с себя пальто и прикрыл ее озябшие плечи; она, боясь показаться в мужском пальто смешной и некрасивой, засме-ялась и сбросила его. (Ч.)3. Она не принимала участия в серьезных разговорах, ее в семье еще не считали взрослой и, как маленькую, называли Мисюсь, потому что в детстве она называла так мисс, свою гувернантку. (Ч.)4. Пришлось волей-неволей отправляться в неуютные комнаты большого дома с жалюзи. (Ч.)5. В купе было всего два места. (А. Г.)6. Человек этот был теперь в пенсне, в мягкой шляпе, на плечи его был накинут серый плащ. (А. Г.)7. Обо-рвав их разговор с шофером о том, есть ли на рынке фрукты и помидоры, радио хрипло на всю площадь сказало, что началась война. (Сим.)

5. Что является основанием для распределения существительных по типам склонения? Какие различают типы склонений в современном русском языке?

6. Определите тип склонения данных существительных. Отметьте случаи отступления от системы склонения. Какие существительные и почему называ-ются разносклоняемыми? Для каких существительных характерно адъективное склонение?

Блюдце, бровь, будущее, воевода, вояка, время, гавань, голубь, горючее, дерево, зигзаг, знамя, иволга, какао, каскад, коллега, коммюнике, купе, манго, медаль, медведь, мозоль, мостовая, мужчина, невежа, общежитие, ошибка, парикмахерская, пейзаж, пламя, площадь, путь, рукав, рулевой, самбо, служба, стрекоза, удилище, управляющий, фойе, электробритва, ястреб.

7. Из предыдущего задания выберите по одному существительному каждого типа склонения и просклоняйте (по вариантам).

8. Выпишите из данных предложений существительные в начальной форме, распределив их по группам в соответствии с типом склонения. Отметьте случаи несоответствия склонения существительных нормам совре-менного русского языка.

1. Когда уж Лев стал хил и стар, то жесткая ему постеля надоела: в ней больно и костям. (Кр.)2....Идет направо – песнь заводит... (П.)3. Чичиков вышел в гостиную, где провел ночь, чтобы вынуть нужные бумаги из своей шкатулки. (Г.) 4. Мне показалось, что она нарочно несколько раз не назвала меня по имени. (Кав.)

5. Заведующая этажом сидела у столика в вестибюле. (Кав.)6. Уро-ки труда мы должны были получать в наскоро сооруженном помещении, нареченном, однако, со­лидно и внушительно: «мас-терская». (Ал.) 7. Прилет скворцов по времени совпадал с поло-водьем. (Ал.) 8. Миша подошел к умывальнику, чуть смочил ладони, прикоснулся ими к кончику носа, тронул полотенце и отправился в столовую. (Рыб.)9. В это время он смотрит в сторону, снимает и надевает пенсне, теребит золоченые пуговицы на своей студен-ческой тужурке. (Рыб.) 10. Кузьма сидел за столом, положив подбо-родок на руки, смотрел на дверь кладовой. (Шукш.)11. Пора боль-шой воды в Залужье, как и во всех приокских селах, переживается как большой праздник. (Крут.)12. Камень добывали в этих местах издавна, еще со времен земства. (Крут.)13. Приволье, обилие корма, близость лесов и лугов – всё это привлекает сюда птиц. (Крут.)14. Сколько разных опасностей на пути! (Крут.)15. Задержав первый попавшийся грузовик, шофер которого упрямо мотался по городу в поисках своего куда-то запропастившегося завскладом, Синцов и капитан-артиллерист поехали искать начальника гарни-зона. (Сим.)

9. В следующих предложениях подчеркните существительные мужского рода в формах родительного и предложного падежей единственного числа. Обозначьте флексии. Определите условия употребления флексии в этих падежных формах.

1. Я остановился, запыхавшись, на краю горы. (Л.)2. Словно как с испугу раскричавшись, к югу журавли летят. (Фет)3. Получив отказ от руки и от дому, с сокрушенным сердцем доверял свое горе всем друзьям и знакомым. (Г.) 4. Посреди леса, на расчищенной и разработанной поляне, возвышалась одинокая усадьба Хоря. (Т.)

5. – Да принеси нам квасу. (Т.)6. Мы уселись около стола. (Т.)7. В лесу всё темней да темней. (Т.)8. Въезд его не произвел в городе никакого шума и не был сопровожден ничем особенным. (Г.) 9. В доме стало еще пустее. (Г.) 10. Из-за ёлки бы высокой рассмотрел я на кругу: кто глубокий след далёкий оставляет на снегу? (Ес.)11. От-ражаясь, березы ломались в пруду. (Ес.)12. В саду горит костер рябины красной, но никого не может он согреть. (Ес.)13. Наливай, хозяин, крепче чаю... (Ес.)14. Но по дворцам, по стенам, взятым с бою, давно доказано, что был правдив старик Гомер, воспевший гибель Трои. (В. Ф.)15. В мире столько потрясений, столько горестей. (В. Ф.)16. Приятели разделись на песчаном берегу и бросились в воду, поднимая фонтаны брызг. (Рыб.)

10.* Спишите, раскрывая скобки и обозначая окончания. Объясните употребление падежной формы существительных с соответствующим оконча-нием. В каких случаях возможны варианты окончаний? При каких условиях?

Вспоминать о (лес), знать толк в (чай), в далёком (край), работать в (цех), находиться в (отпуск), увязнуть в (мёд), в («Лес») А. Н. Островского, на текущем (счёт), работа на (дом), сад в (цвет), в пушистом (снег), остаться при (полк), весь в (жир), на самом (край), стоять на (ветер), вариться в собственном (сок), задержаться в (аэропорт), разбираться в (мёд), на хорошем (счёт).

11.* Допишите окончания существительных. Укажите возможные вариан-ты. Какие формы характерны для разговорной речи?

Ломтик сыр.., производство ча.., продажа мёд.., закупки рис.., горечь шоколод.., стакан сок.., килограмм сахар.., добавить кипятк.., выпить кваск.., пачка горького табак.., история народ.., много народ.., наделать шум.., дать мах.., задать перц.., умереть с голод.., нет отбо.., не хватает дух.., чувство страх.., слёзы от лук.., добавить сахарк.., с пыл.. с жар...

Каково падежное значение существительных? К какому роду и склонению они относятся? Почему имеют вариантные окончания? Чем обусловлено употребление той или иной вариантной формы существительного? Составьте аргументированное объяснение результатов анализа языкового материала, используя сформулированные к нему вопросы.

12.* Образуйте и запишите формы родительного падежа множественного числа следующих существительных. Обозначьте окончания. Какими фонети-ческими процессами может сопровождаться такое формообразование?

12.1. Сапоги, ботинки, валенки, погоны, чулки, армяне, грузи-ны, татары, солдаты, партизаны, гусары, яблоки, ампер, вольт, ватт, басня, свадьба, капля, простыня, плечо, побережье, блюдце, зер-кальце, полотенце, нападки, потёмки.

12.2. Носки, якуты, монголы, киргизы, узбеки, минёры, сапёры, апельсины, баклажаны, помидоры, мандарины, томаты, гектар, килограмм, грамм, свеча, доля, устье, кушанье, будни, грабли, ясли, заморозки.

Тема 12. Орфография и морфологический р азбор имен существительных

План

1. Орфография имен существительных, их формо- и слово-образование.

2. Схема морфологического разбора имени существительного.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: