Вопросы и задания. 1. Каковы способы образования модальных слов?

1. Каковы способы образования модальных слов? Какая проблема в связи с этим появляется?

2. Какие дифференцирующие признаки имеют модальные слова, позво-ляющие отграничить их от омонимичных слов других частей речи?

3. Объясните, почему выделенные слова в одних случаях обособляются, а в других нет. Решите грамматические задачи.

1. Леонтьев смотрел на неё. Действительно, она была похо-жа на ту красивую старуху на фотографии. (Пауст.) 2. Дом дей-ствительно был просторный. (Шол.) 3. Безусловно, здоровье чело-века в значительной мере зависит от его образа жизни. 4. Слышать хорошее о близких людях безусловно приятно. 5. По-видимому, сво-им словам он придавал немалое значение. (Ч.) 6. Мы вышли от ко-менданта по-видимому присмирённые. (П.)

4. Разграничьте грамматические омонимы в следующих предложениях. Решите, где необходимо, пунктуационные задачи.

1. Листья всё падали и падали, и этому казалось не будет конца. 2. Начались поиски воды. Вначале это дело казалось совер-шенно безнадежным. (Пауст.) 3. Было очевидно, что он обиделся. (Ч.) 4. Прав очевидно был Гёте, когда утверждал, что у гениев на протяжении жизни бывает несколько возвратов юности. (Пауст.)

5. «Мать с отцом есть наверное», – подумал Никитич… (Шукш.)

6. Золушка кланялась и смеялась, и Маша, если бы не знала наверное, никогда бы не догадалась, что эта Золушка – её мама. (Пауст.)

5. Употребите в разных контекстах одно из двух слов (по выбору) – видно, слышно – как наречие, слово категории состояния, краткое прилагательное, причастие, модальное слово. При образовании предложений учтите семантику и синтаксическую функцию каждой части речи.

6. Разграничьте модальные слова и другие части речи, выделите мо-дальные слова знаками препинания. Установите разряд модальных слов по значению. Сделайте морфологический разбор одного модального слова.

1. А счастье было так возможно, так близко. (П.) 2. Поста-райтесь выполнить работу возможно лучше. 3. Не знаю, возможно ли будет остановить издание записок. (П.) 4. Все почему-то обрадо-вались нежданной встрече двух людей, знакомых возможно еще с незапамятных довоенных времен. (Казак.) 5. Это верно кости гложет красногубый вурдалак. (П.) 6. Служи верно, кому присягнешь. (П.)

7. Ваше решение убедительно и верно. 8. Солнце еще не было видно, но верхушка правой стороны балки начинала освещаться.

(Л. Т.) 9. Так видно Дуня замужем? (П.) 10. Главные события разыграются теперь далеко от них на севере и может быть на юге... (Сим.) 11. Любовь еще быть может в душе моей угасла не совсем. (П.) 12. Моя сестра может быть победителем в конкурсе. 13. Моло-дому поэту казалось, что мне хорошо. (Слуцк.) 14. Всё казалось предвещало легкую победу. (А. Т.)

7. Используя материал лекций и учебных пособий по теме, составьте схему морфологического разбора модальных слов.

8.* Спишите текст, решая орфографические и пунктуационные задачи. Установите его принадлежность к определенному стилю и типу речи. Сфор-мулируйте тему и основную мысль. Озаглавьте текст. Сделайте морфо-логический разбор двух модальных слов, разных по семантике.

Пройдя через сложные решениятой или иной проблемы, люди пр..ходят к более простым решениям, как бы делая попросту шаг назад. Я имею (в)виду конечно (не)то, что сейчас на Западе называется «ретро», (не)возвращение к старым модам, к св..чам после яркого эл..ктрического света или к велосипедам после автомобилей (или даже и к л..шадям), (не)вполне сер(?)езные попытки возвратит(?)ся к парусному флоту, который как показали ра..четы спец..альной коми(с, сс)ии может оказат(?)ся вполне рентабельным и удобным. Я имею (в)виду конечно же более простые инженерные решения, которые возникают без сомнения после более сложных. Так гусенич(?)ные трактора в ма(с, сс)е своей заменяют(?)ся колесными, большие колесные – всё более маленькими и поворотл..выми, очень часто вместо бето(н, нн)ых пл..тин делают теперь намывные. Взрывали взрывали старые зда-ния, а потом вдруг к удивлению обнаружилось, что самое удобное (не)взрывать их, а разбивать тяж..лой железной болванкой, подве-ше(н, нн)ой на прочном тросе к дли(н, нн)ой и верткой стреле специального крана. (Н..)грома, (н..)шума, (н..)содр..гания стекол, только рекомендует(?)ся поливать водой, чтобы (н..)так сильно клу-билась пыль... В самом деле просто и надежно. Когда в Москве в 1974 году сн..сили бли.. улиц.. Неждановой стари(н, нн)ый дом XVIII века, для того, что(бы) на этом мест.. очевидно устроить сквер, то(же) (н..)чего (не)взрывали там, а действовали этой болванкой и бульдозерами. (По В. Солоухину)

Тема 34. Разряды предлогов по семантике, структуре


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: