Приступая к постановке «Трех сестёр», я менее всего стре-мился вступать в полемику со спектаклем МХАТа, поставленным более четверти века назад.
В 1940 году для В. Немировича-Данченко не было сомнения в том, что вина за испорченную жизнь лежит за пределами челове-ческой личности: прекрасные, благородные люди обездолены временем, строем жизни. Спектакль МХАТа говорил, что хорошие люди достойны другой, лучшей жизни. Они, эти люди, понимают, чувствуют пошлую, приземляющую силу обыденности и тоскуют о лучшем будущем.
Это решение спектакля было естественным для своего време-ни. Но сегодня я вправе был задать вопрос: только ли время, окру-жающая действительность мешает людям жить умно, красиво, содержательно? Сегодня,мне кажется, важно сказать, что не только кто-то и что-то извне, но и сами они, чеховские герои, – умные, тонкие, страдающие, – своей пассивностью, безволием губят д руг друга. Конечно, такими они стали незаметно для себя и в силу определенных законов человеческого общежития. Но это не может полностью снять с них вину и оправдать их равнодушие и даже жестокость.
|
|
Как могло случиться, что бессмысленно погиб человек редкой душевной красоты, Тузенбах? Ведь о предстоящей дуэли знали поч-ти все. Даже Ирина, которая согласилась связать с Тузенбахом свою жизнь, Ирина, такая тонко чувствующая натура, не ощутила в прощальной просьбе Тузенбаха «Скажи мне что-нибудь...» надви-гающуюся беду? Как она могла за несколько минут до рокового выстрела не сказать, что любит его? Высокие нравственные п ринципы, не позволявшие ей говорить неправду, обернулись жес-токостью, и, кто знает, не они ли подтолкнули Тузенбаха на самоубийственную дуэль?
Убит Тузенбах, нравственно погиб Андрей, изгнаны из родного дома Ольга и Ирина, растоптана первая и единственная любовь Маши. Кто повинен в этом? Пошлость, олицетворенная в Наташе и в не появляющемся на сцене, но всегда присутствующем Протопо-пове, одерживает победу, потому что по благородству души и ин-теллигентской щепетильности никто не пытался противостоять, противоборствовать ей.
В «Трех сестрах», по моему ощущению, Чехов не только со-чувствует героям, не только любит их, но и осуждает и гневается. Это, как мне кажется, и придает характерам персонажей глубину, объем, противоречивую сложность. (Г. А. Товстоногов. Круг мыслей)
4. Объясните окончания в словах, выделенных курсивом.
5. Объясните правописание не с причастиями. Что является основой решения данных орфографических задач?
6. Объясните пунктограммы в подчеркнутых предложениях.
7. Дайте определение предлогу как части речи.
8. Выпишите из текста словосочетания, в составе которых есть сущест-вительные с предлогами. Определите значения, которые выражают предлоги. С каким падежом они употребляется?
|
|
9. Выделите первообразные и производные предлоги. Как образовались производные предлоги? Определите их значение.
Я встал, накинул бешмет, опоясал кинжал и тихо-тихо вышел из хаты; навстречу мне слепой мальчик. Я притаился у забора, и он верной, но осторожной поступью прошел мимо меня. Наконец он остановился, будто прислушиваясь к чему-то, присел на землю и положил возле себя узел. Спустя несколько минут с противопо-ложной стороны показалась белая фигура; она подошла к слепому и села возле него. (М. Ю. Лермонтов. Тамань)
10. Какими частями речи являются выделенные слова? Докажите.
1. Я пойду с нею мимо в соседний аул. (Л.) 2. Посередине чума трещал огонёк. 3. Я пригласил своего спутника выпить вместе ста-кан чая. (Л.) 4. Всё потемнело вокруг. (Т.) 5. Крупные, дутые бусы в три ряда обвились вокруг худой шеи. (Т.) 6. Около них всё еще копошатся козявки. (Т.) 7. Но вот впереди на самой моей дороге что-то чернеет и ширится. (Т.) 8. Идёт толпа, а впереди неё шагает лошадёнка. (По М. Г.)
11. Составьте предложения с данными парами слов. Какими частями речи они являются? Каким образом морфологические различия закрепились в языке?
Ввиду – в виду
Навстречу – на встречу
Насчёт – на счёт
В течение – в течении
Вследствие – в следствии
Несмотря – не смотря
Тема 35. Функции и морфологический разбор предлогов
План
1. Функции предлогов. Грамматические ошибки, связанные с употреблением предлогов.
2. Схема морфологического разбора предлогов.