1. На основании следующего текста объясните, в каком стиле речи умест-ны производные предлоги.
В дверь кабинета председателя районного исполкома просовывается испуганное лицо.
– Вам что? – спрашивает председатель.
– Я к вам в отношении налога...
Через некоторое время в кабинет заглядывает другая голова.
– А у вас что? – отрывается от своих бумаг председатель.
– Я хотел поговорить в части сена...
– А вы по какому вопросу? – спрашивает председатель треть-его посетителя.
– Я по вопросу собаки. В отношении штрафа за собаку. И тоже в части сена, как они... (В. В. Виноградов. Русская речь, ее изучение и вопросы речевой культуры)
2. Устраните ошибки в предложениях. Какой предлог необходимо упот-ребить в этих предложениях и почему? Каков характер допущенных ошибок?
1. Благодаря сильным дождям размыло дорогу в наше село.
2. Мой дорогой друг! Я долго не писал тебе вследствие сильной занятости. 3. По причине отсутствия дождей у нас стоит жаркая погода. 4. Благодаря частым пропускам школы Петя отстал от класса. 5. Через твой невыносимый характер мы поссорились.
|
|
6. Брат пришел с армии. 7. Шлюпка достигла уже до середины реки. 8. Это произошло осенью в 1941 году. 9. Я пишу с мелом. 11. За проезд оплачиваем кондуктору.
3.* Спишите, употребляя слово в скобках в нужном падеже.
Поступить согласно (приказ), плакать по (вы), уехать вопреки (совет) родственников, получить по (предъявление) паспорта, раз-дать по (несколько) тетрадей, не сидеть дома ввиду (отсутствие) дождей, встретиться по (прибытие) поезда,повидаться по (приезд) из экспедиции, прийти наперекор (совет) окружающих, вселиться в противовес (решение) исполкома, отдохнуть по (завершение) работы.
4.* Составьте словосочетания, выбрав из скобок нужный предлог.
Преимущество (над, перед) соперником, лекция (об, по) эти-ке, отдыхать (в, на) Алтае, пойти (в, на) магазин, предоставить от-пуск (ввиду, вследствие) болезни, выйти (с, из) автобуса, приказ (за, с) подписью директора, вернуться (с, из) Крыма), таблетки (от, для) головной боли, первый (в, на) селе работник.
5.* Составьте и запишите словосочетания с главным словом, выра-женным глаголом, и зависимым – именем существительным в необходимой предложно-падежной форме.
Предостерегать, беспокоиться, влиять, стремиться, уклоняться, обвинять, осуждать, предупреждать, смириться, тревожиться, вслуши-ваться, приниматься.
6.* Прочитайте стихотворение. Определите в нем значение предлога за. С какой целью автор повторяет его многократно? Укажите строки, которые позволяют говорить об отношении автора к адресату.
За всё, за всё тебя благодарю я:
За тайные мучения страстей,
|
|
За горечь слез, отраву поцелуя,
За месть врагов и клевету друзей;
За жар души, растраченный в пустыне,
За всё, чем я обманут в жизни был...
Устрой лишь так, чтобы тебя отныне
Не долго я благодарил. (М. Лермонтов)
7. Составьте схему морфологического разбора предлогов.
8. Используя разный языковой материал, произведите морфологический разбор двух предлогов – одного непроизводного и одного производного.
Тема 36. Разряды союзов по семантике, структуре