Выглянул подснежник – Отразились в капельке

белый лепесточек. Вербы-сероглазки,

в самой серединке – небо голубое,

чистая роса. Черная земля.

Как в лесное зеркало, Отразилась в зеркале

Светлый ободочек, вся лесная сказка,

Заглянули в капельку отразилась в капельке

Весенние глаза. Беларусь моя.

(По С. Сметаниной)

1. Слово подснежник имеет значение «первый весенний цве-ток» или «цветок, начинающий свою жизнь под снегом».

Это склоняемое имя существительное, изменяется по числам – подснежники – и падежам (подснежника, подснежнику, подснеж-ником, о подснежнике и т. д.); имеет нулевое, материально не выраженное, окончание, которое выявляется путём сравнения с материально выраженными окончаниями других грамматических словоизменительных форм этого существительного. Например: подснежник-у, подснежник-ов, (о) подснежник-е, выражает грамма-тические значения единственного числа, мужского рода.

Часть слова без окончания подснежник- является основой словоизменения, или синтаксической основой. Это обязательный и постоянный элемент морфемной структуры слова. Основа произ-водная, т. к. больше корня; членимая, т. к. в ней можно выделить, кроме корня, аффиксальные морфемы; компактная; выражает лек-сическое значение.

Общая часть однокоренных, родственных, слов (снеж -инка, за- снеж -енный, снег) -снеж - является корнем. Это обязательная часть слова, занимает в нем центральное место; по степени само-стоятельности корень свободный, т. к. может употребляться без свя-зи с аффиксальными морфемами (ср.: снег); выражает веществен-ное значение; корень -снеж- является алломорфом корня снег-, который образовался в результате исторического чередования со-гласных.

Представим словообразовательную цепочку, в которою входит анализируемое слово: снег → под-(снеж)-ник. И далее выделим постфиксальный элемент -ник- и префиксальный элемент под-, которые осложняют производящую основу одновременно. То есть под- … -ник- – это прерывистая словообразовательная морфема конфикс, необязательная в структуре слова, неизменяемая часть слова, не имеет алломорфа; выражает словообразовательное зна-чение и поэтому выполняет словообразующую функцию: под-(снеж)-ник.

2. Анализируемая словоформа отразилась (в капельке) име-ет значение «обнаружилась».

Она является глаголом, который изменяется по числам, а в единственном числе – по родам (отразился, отразилось, отрази-лись) и имеет окончание -а. Окончание – изменяемая часть слова, выражает грамматические значения единственного числа, женского рода.

В этой словоформе две основы: основа словоизменения – часть слова без окончания (отразил…сь) – и основа формообразо-вания – часть слова без формообразующего суффикса -л- и формо-образующего залогового постфикса -ся (отрази-).

Основа слова – это обязательный и постоянный элемент мор-фемной структуры слова. Обе основы производные, т. к. больше корня; членимые, т. к. в них можно выделить, кроме корня, аффик-сальные морфемы; первая основа – прерывистая, т. к. имеет постфикс; вторая – компактная; выражают лексическое значение.

Корнем является общая часть однокоренных, родственных, слов -раз- (ср.: от- раж -ение, вы- раз -иться). Он обязательная часть слова, занимает в нем центральное место; по степени самостоя-тельности несвободный (радиксоид), т. к. не может употребляться вне связи с аффиксальными морфемами (ср.: отразить, выра-зить); выражает вещественное значение; имеет алломорф -раж- (от-раж-ение).

Перед корнем находится префикс от-, который является аффиксальной несвободной морфемой, т. к. вне связи с корнем употребляться не может; в структуре слова необязателен. Пристав-ка – неизменяемая часть слова, но имеет алломорф – ото -рви, ото -йди; выражает словообразовательное значение и поэтому выпол-няет словообразующую функцию (от-делить, ото-звать и др.).

За корнем расположены суффикс -и-, который выделяется путем сравнения с другими однокоренными производными суффиксальными словами: отраз- и -ть – отраж- ени- (е), и суффикс

-л-, который следует за суффиксом -и- и выделяется путем сравнения с другими грамматическими формами: отрази-л-асьотраз-ят-ся.

Это аффиксальные несвободные морфемы, т. к. вне связи с корнем употребляться не могут; необязательные в структуре слова. Суффиксы – неизменяемая часть слова, не имеют алломорфов; суффикс -и- – показатель основы, участвует в её оформлении, так называемый тематический глагольный суффикс, а суффикс -л- вы-ражает грамматическое значение прошедшего времени и, следова-тельно, выполняет формообразующую функцию.

В структуре этого слова есть постфикс -ся, который находится за окончанием; несвободный в употреблении, необязательный в структуре слова; неизменяемый, имеет алломорф -сь; выражает грамматическое значение страдательного залога (ср.: Беларусь отразилась в капелькекапелька отразила Беларусь) и выпол-няет формообразующую функцию.

2. ПОРЯДОК И ОБРАЗЦЫ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РАЗБОРА

Порядок разбора

1. Выделить из текста для анализа производное слово (дери-ват), определить его принадлежность к соответствующей части речи и записать в начальной форме.

2. Определить словообразовательное значение анализиру-емого слова через значение ближайшего по семантике производя-щего слова и значение словообразовательного форманта (дерива-тора).

3. Записать рядом с производным словом производящее.

4. Установить и графически обозначить направление произ-водности между производным словом и производящим.

5. Найти в производящем слове производящую основу (часть слова без окончания и формообразующих аффиксов) и обозначить её графически.

6. Выделить и графически обозначить производящую основу в производном слове.

7. Выделить и графически обозначить в производном слове словообразовательный формант (форманты).

8. Определить по словообразовательному форманту способ словообразования анализируемого слова.

Образцы

Я бродил подолгу и видел много примет осени. По утрам в лужах под стеклянной коркой льда были видны пузыри воздуха. Иногда в таком пузыре лежал, как в полом хрустальном шаре, багровый или лимонный лист осины или березы. Мне нравилось разбивать лед, доставать эти замерзшие листья и приносить их домой. Скоро у меня на подоконнике собралась целая куча таких листьев. Они отогрелись, и от них потянуло запахом спирта. (К. Па-

устовский. Золотая роза)

1. (Под) стеклянной (коркой): выделенное для анализа слово является именем прилагательным, изменяется по родам, числам и падежам; начальная форма – стеклянный.

Словообразовательное значение анализируемого слова «та-кой, который имеет отношение к стеклу».

Производящее слово для анализируемого – стекло. Это зна-чит, что производное прилагательное стеклянный связано отноше-нием производности с производящим существительным стекло. Обозначим графически отношение производности: стекл янный ← стекло.

Выделим и графически обозначим в производящем слове про-изводящую основу – часть слова без окончания: стекл-.

Выделим и графически обозначим производящую основу в производном слове: стекл -янный.

Выделим и графически обозначим в производном слове оста-вшийся словообразовательный формант – суффикс -янн-.

Определим по словообразовательному форманту способ слово-образования анализируемого слова: морфемный, суффиксальный.

2. Замерзшие (листья): выделенное для анализа слово является причастием – особой формой глагола замерзнуть, обра-зованной от основы глагола прошедшего времени замерз с помо-

щью формообразующего суффикса -ш-; начальная форма – за-мерзнуть. Глагол замерзнуть имеет словообразовательное значе-ние «завершение действия, обозначенного глаголом мерзнуть».

Производящее слово для анализируемого – мерзнуть. Это значит, что производная глагольная форма замерзнуть связана от-ношением производности с производящим глаголом мерзнуть. Обо-значим графически отношения производности: замерзнуть ← мерзнуть.

Выделим и графически обозначим в производящем слове про-изводящую основу – часть слова без формоообразующего суффик-са -ть- – показателя неопределенной формы глагола: мерзну-.

Выделим и графически обозначим производящую основу в производном слове. (При образовании причастия и формы прошед-шего времени суффикс -ну- усекается, ср.: замерз-ну-тьзамерз-ш-ие).

Выделим в производном слове и графически обозначим оста-вшийся словообразовательный формант – приставку за-.

Определим по словообразовательному форманту способ сло-вообразования анализируемого слова: морфемный, префиксаль-ный.

3. (На) подоконнике: выделенное для анализа слово является именем существительным, изменяется по числам и падежам; на-чальная форма – подоконник.

Словообразовательное значение анализируемого слова «та-кой, который находится под окном».

Производящее слово для анализируемого – окно. Это значит, что производное существительное подоконник связано отношении-ями производности с производящим существительным окно. Обозначим графически отношения производности: подоконник ← окно.

Выделим и графически обозначим в производящем слове про-изводящую основу – часть слова без окончания: -окн-.

Выделим и графически обозначим производящую основу в производном слове: под-окон-ник.

Выделим и графически обозначим в производном слове оста-вшиеся в пре- и постпозиции элементы словообразовательного пре-рывистого форманта конфикса: под- … -ник-.

Итак, способ образования анализируемого слова – морфем-ный, конфиксальный, осложненный в производящей основе беглос-тью гласного [о].

4. Отогрелись: выделенное для анализа слово является формой глагола прошедшего времени, множественного числа, которая образовалась с помощью формообразующего суффикса

-л-; начальная форма – отогреться.

Инфинитив имеет словообразовательное значение «завер-шение действия в интересах субъекта, обозначенного глаголом ото-греть».

Производящее слово для анализируемого – отогреть. Это зна-чит, что производная глагольная форма отогреться связана отно-шениями производности с производящим глаголом отогреть. Обо-значим графически отношение производности: отогреться ← отогреть.

Производящее слово отогреть повторилось в производном слове полностью. Выделим и графически обозначим производящее слово в производном: отогреть -ся.

Выделим и графически обозначим в производном слове оставшийся словообразовательный формант – постфикс -ся.

Производное слово отогреться, таким образом, образовалось постфиксальным способом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: