Порядок разбора

1.Определить лексическое значение анализируемого слова из текста с помощью толкового словаря или исходя из морфемной структуры этого слова.

2. Установить морфологическую принадлежность анализиру-емого слова.

3. Если слово изменяемое (склоняемое, спрягаемое), выде-лить окончание путём сопоставления с другими грамматическими формами этого слова; обозначить его графически, отметить особен-ности выражения, если таковые есть, его изменяемый характер; перечислить грамматические значения, которые выражаются окон-чанием.

4. Найти основу слова. Если слово изменяемое, основа равна части слова без окончания (это основа словоизменения, или синтак-сическая основа, которая совпадает с грамматической основой). Ес-ли анализируется неизменяемая грамматическая форма слова, то основа равна части слова без формообразующего суффикса (это основа формообразования).

Обозначить основу графически и охарактеризовать её следу-ющим образом: производная (больше корня) – непроизводная (рав-на корню); членимая (можно выделить аффиксальные морфемы) – нечленимая (нельзя выделить аффиксальные морфемы); непре-рывная (компактная) – прерывистая; выражает лексическое значе-ние.

5. Путем подбора однокоренных слов, в том числе с непроиз-водной нечленимой основой, найти корень данного слова и охарак-теризовать его схеме:

1) наличие в слове (обязательная часть слова),

2) место в слове (центральное место),

3) степень самостоятельности (свободный – связанный, т. е. радиксоид),

4) характер выражаемого значения (вещественное),

5) наличие или отсутствие алломорфов.

6. В производной членимой основе выделить и графически обозначить аффиксальные морфемы, используя словообразова-тельный анализ и руководствуясь последовательностью разверты-вания словообразовательной цепочки, в которую входит анализи-руемое слово. Это значит, что начинать нужно с выделения аффик-сов, которые были присоединены в последнюю очередь и дальше всего отстоят от корня.

Характеристику аффиксальных морфем выполнять по схеме:

1) место в слове по отношению к корню,

2) степень самостоятельности (свободная – несвободная, свя-занная),

3) необязательность, факультативность, в структуре слова,

4) неизменяемость,

5) наличие или отсутствие алломорфов,

6) характер выражаемого значения (словообразовательное,

т. е. деривационное; грамматическое),

7) выполняемая функция (словообразующая, формообразу-ющая).

Образцы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: