1.Определить лексическое значение анализируемого слова из текста с помощью толкового словаря или исходя из морфемной структуры этого слова.
2. Установить морфологическую принадлежность анализиру-емого слова.
3. Если слово изменяемое (склоняемое, спрягаемое), выде-лить окончание путём сопоставления с другими грамматическими формами этого слова; обозначить его графически, отметить особен-ности выражения, если таковые есть, его изменяемый характер; перечислить грамматические значения, которые выражаются окон-чанием.
4. Найти основу слова. Если слово изменяемое, основа равна части слова без окончания (это основа словоизменения, или синтак-сическая основа, которая совпадает с грамматической основой). Ес-ли анализируется неизменяемая грамматическая форма слова, то основа равна части слова без формообразующего суффикса (это основа формообразования).
Обозначить основу графически и охарактеризовать её следу-ющим образом: производная (больше корня) – непроизводная (рав-на корню); членимая (можно выделить аффиксальные морфемы) – нечленимая (нельзя выделить аффиксальные морфемы); непре-рывная (компактная) – прерывистая; выражает лексическое значе-ние.
|
|
5. Путем подбора однокоренных слов, в том числе с непроиз-водной нечленимой основой, найти корень данного слова и охарак-теризовать его схеме:
1) наличие в слове (обязательная часть слова),
2) место в слове (центральное место),
3) степень самостоятельности (свободный – связанный, т. е. радиксоид),
4) характер выражаемого значения (вещественное),
5) наличие или отсутствие алломорфов.
6. В производной членимой основе выделить и графически обозначить аффиксальные морфемы, используя словообразова-тельный анализ и руководствуясь последовательностью разверты-вания словообразовательной цепочки, в которую входит анализи-руемое слово. Это значит, что начинать нужно с выделения аффик-сов, которые были присоединены в последнюю очередь и дальше всего отстоят от корня.
Характеристику аффиксальных морфем выполнять по схеме:
1) место в слове по отношению к корню,
2) степень самостоятельности (свободная – несвободная, свя-занная),
3) необязательность, факультативность, в структуре слова,
4) неизменяемость,
5) наличие или отсутствие алломорфов,
6) характер выражаемого значения (словообразовательное,
т. е. деривационное; грамматическое),
7) выполняемая функция (словообразующая, формообразу-ющая).
Образцы