Девиация

Основной движущей силой поведения человека являются его потребности: витальные (жизненные), социальные и идеальные (духовные). При анализе человеческого поведения надо учитывать их все.

В СССР в государственной политике господствовал тезис о том, что главным в человеке является сознание. Сделаем людей сознательными и они будут делать то, что хорошо и не будут, что плохо. Но это утопический подход. Еще Сократ сказал, что самая главная загадка человека в том, что он знает, что хорошо, и, зная это, делает то, что плохо. Значит, он не сознанием руководствуется, а своими потребностями, интересами, желаниями.

Для деятельности человека характерно:

1. в наших генах заложена потребность в экономии сил. Это стимулирует изобретательность одних, лень и безответственность других, стремление к нечестности третьих;

2. человеческое поведение характеризует и срабатывание такого механизма: если ты не понимаешь, что происходит, делай, как другие, авось они понимают. Для нашего времени стрессов характерно подражательное поведение;

3. природа работает грубо: 60% популяции выживает, 40% она жертвует. Но для человека этот механизм неприемлем. В нас заложены механизмы, которые включаются, когда мы подходим к какой-то критической точке. Они включаются не автоматически, а через людей, осознавших или интуитивно почувствовавших, что сейчас надо делать.

Недостаточное понимание, что есть человек, кто есть человек – камень преткновения в решении многих проблем общественного развития. Чего только не сделает организм, когда речь идет о жизни и смерти. Страх и чувство самосохранения – великие стимуляторы. Они могут сделать так, что наш позвоночник выдержит нагрузку в 10 тн., частота дыхания увеличится в 4 раза. Наш мозг функционирует лишь на 5-7% своих возможностей. 93-95% - запас, гарантия выживания, биологическая защита, которая может быть и не востребована или может быть использована 1-2 раза в жизни. Специалисты считают, что опыт выживания в нашей стране в настоящее время уникален.

Мы тратим свой запас незаметно. Но вот в экстремальной, опасной для жизни ситуации женщина поднимает машину, под которой оказался ее ребенок; пожилой человек перепрыгивает через двухметровый забор, хотя и в молодые годы спортсменом не был; во время пожара сухая, субтильная (слабая, хрупкая) старушка выволокла со второго этажа громадный сундук с нажитым скарбом. После пожара двое молодых ребят с трудом вернули его на место.

Какие бы нагрузки ни переносил человек, очень вероятно, что при смертельной опасности у него появятся новые возможности. К тому же каждый человек получает в наследство от родителей определенные задатки, диапазон которых может различаться в 10-20 раз. Но лучше в такие ситуации не попадать, далеко не у каждого получается свой запас использовать.

В процессе социализации возможны сбои, неудачи и как результат возникают нежелательные формы поведения, появляются гении и злодеи, ленивые и очень трудолюбивые, нищие и богатые. Резкие отклонения от нормы в ту или другую (положительную или отрицательную) стороны грозили стабильности общества.

Социологи называют отклоняющееся поведение девиантным. Это нравственные пороки, отступления от норм морали и права. Борьба с девиациями превращалась в борьбу с разнообразием поступков и даже чувств и мыслей в тоталитарном обществе. Обычно отклонения в плохую сторону осуждались и пресекались, в хорошую – одобрялись и поощрялись.

Статистика показывает, что на каждую из таких групп приходится по 10-15%, а 70% - это середняки. Но при обследовании жителей Нью-Йорка 99% опрошенных признались, что они в жизни совершили один или более незаконных поступков (воровали, обманывали на работе, курили в неположенном месте, переходили улицу в неположенном месте и т.п.).

В широком понимании девиантное – это любое отклоняющееся от нормы поведение. В узком – такие отклонения, которые не влекут за собой уголовные наказания.

Совокупность противоправных поступков или преступлений получила в социологии название делинквентное (преступное) поведение. Алкоголизм – тип девиантного поведения. Наркоман по закону - преступник. Самоубийство – девиация, а убийство-преступление. Социологи установили, что человек тем больше усваивает образцы девиантного поведения: а) чем больше с ними сталкивается, б) чем он моложе. Поведение индивида, социальной общности – это одна из острых проблем общества.

Попытки объяснить отклонения в поведении предпринимались и предпринимаются. Одни из первых из них биологические. Итальянский криминалист Чезаре Ломброзо (1835-1909) в 70—х гг. XIX века пришел к заключению, что некоторые люди рождаются с преступными наклонностями. По его мнению, преступные типы могут быть определены по форме черепа. Он не отрицал и влияния социального опыта на развитие криминального поведения. Его основная идея: большинство преступников биологически дегеративно или дефективно. Впоследствии эти идеи были полностью отвергнуты, но всплывали не раз. Так, идея о связи между биологическими факторами и склонностью к преступлению вновь воскресла в работах Вильяма А. Шелдона в 1940-х годах. Шелдон выделил три физических типа человека: 1) мускулистый, активный – он прямо связан со склонностью к правонарушениям; 2) субтильного (худого) телосложения; 3) более полной комплекции. Подобные взгляды имеют защитников, но и критиков.

Психологические теории также связывают преступные наклонности с определенным типом личности. Они опирались на идеи австрийский ученого Зигмунда Фрейда (1856-1939), в частности, у небольшой части людей развивается аморальная психопатическая личность. Согласно Фрейду, большинство наших моральных качеств происходят из самоограничений. Таким самоограничениям мы обучаемся в раннем детстве. Но вследствие особого характера взаимоотношений с родителями у некоторых детей не вырабатываются самоограничения. Психопатов можно описать как замкнутых на себя людей, находящих удовольствие в насилии как таковом. Но это может объяснить лишь некоторые аспекты преступлений. Только незначительная часть преступников имеет личностные характеристики, отличные от остального населения.

Удовлетворительное объяснение природы преступлений дают социологические теории, так как преступления связаны с социальными институтами общества. В современных обществах существует множество субкультур и поведение как норма в одной субкультуре можно рассматривать как отклонение в другой. Кроме того сильные различия между бедными и богатыми влияют на возможности различных групп.

Еще один из основателей социологии Дюркгейм предложил концепцию аномии, когда в современных обществах традиционные нормы разрушаются, не будучи заменены новыми. Когда в определенных областях социальной жизни нет ясных стандартов поведения, возникает аномия. Люди испытывают при этом, по мнению Дюркгейма, тревогу, страх, аномия предрасполагает к самоубийству.

На эту концепцию аномии опирается американский социолог Мертон. Он также исходит из признания нормальности преступника. Аномию модифицирует как напряженность в поведении индивида в ситуации, когда принятые нормы вступают в конфликт с социальной реальностью. Так, в американском обществе общепринятые ценности ориентируют человека, на продвижение вперед, на «делание денег», т.е. на материальный успех. Люди, работающие интенсивно, должны добиться успеха вне зависимости от своей стартовой позиции в жизни. Но, в действительности те, кто изначально находится в неблагоприятном положении, располагает ограниченными возможностями роста. Кто не преуспел, сталкиваются с осуждением своей неспособности добиваться успеха. У них возникает большое искушение «продвинуться» любыми способами, законными или незаконными. Мертон выделяет пять возможных реакций на такое напряжение. «Конформисты» придерживаются принятых ценностей несмотря ни на что. Это большинство населения. «Инноваторы» придерживаются ценностей, но используют и незаконные средства их достижения, в том числе преступления. «Ритуалисты» следуют ценностям, но утратили их смысл. Работа для них утомительна и неинтересна. «Ретриатисты» отвергают ценности и санкционированные средства их достижения (независимые самоокупающиеся коммуны). «Бунтари» отвергают существующие ценности и средства, но активно желают преобразовать систему. Это члены радикальных политических группировок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: