Отражение «глазеющей» русской культуры в пословицах, поговорках и литературно-художественных произведениях

Глаз видит, да зуб не имеет.

Глазом косишь - в яму угодишь.

Глаз меток, да зуб редок.

Глаз на глазу, да и глаз сверху.

Глаза боятся, а руки делают.

Глаза боятся, а рот радуется.

Глаза завидущи, а руки загребущи.

Глаза как плошки, а не видят ни крошки.

Глаза наши ямы, а руки грабли.

Глаза проворны, да руки не ловки.

Глаза страшатся, а руки делают.

Глазам воли не давай.

Глазам стыдно, а душа радуется.

Глазам-то стыдно, а душе отрадно.

Глядел бы в окно да ел толокно.

Гляденьем сыт не будешь.

Глядеть гляди да кругом обходи.

Глядеть глядим, а видеть ничего не видим.

Гляди в оба, да не разбей лоба.

Гляди в оба, зри в три, а придет пора, наглядишься в полтора.

Глядит, ровно семерым проглотил, восьмым поперхнулся.

Гляженое лучше сказанного.

Глянет - рублем подарит [6;С. 61-63, 274].

Как отмечает Т.Г. Стефаненко, Э. Эриксон обнаружил отражение «русского» обычая смотреть прямо в глаза в литературных произведениях.

В качестве подтверждения этого положения Т.Г. Стефаненко приводит отрывок из романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина»:

Долли, желая вызвать на откровенность Каренина, говорит, глядя ему в глаза. Но собеседник, которого она считает холодным, бесчувственным человеком, вначале отвечает, не глядя на нее, затем почти закрыв глаза, и наконец, не глядя ей в глаза. И только решившись па откровенность, Каренин говорит, прямо взглянув в доброе взволнованное лицо Долли. Именно тогда, когда Каренин взглянул в лицо, Долли стало его жалко. И после этого глаза Каренина еще глядели прямо на нее. Но это были мутные глаза: краткий момент искренности закончился для него, он опять стал холоден, как и при начале разговора [7;С. 169].

Основываясь на данном примере, нами был проведен анализ литературно художественных произведений с целью выявления особенностей описания глаз и контакта глаз в русской литературе.

А.И. Куприн. «Олеся». Описание взгляда «ведьмы»: «Она вдруг подняла голову, поглядела на меня пристально своими холодными птичьими глазами и забормотала» [3;С. 277].

В разговоре охотника и Олеси прослеживается динамика изменения взгляда девушки в связи с постепенным возникновением доверия:

«- Это у тебя все ручные птицы? - спросил я.

- Ручные, - ответила она отрывисто и даже не взглянув на меня. <...> Прелесть его (лица) заключалась в этих больших, блестящих, темных глазах, которым тонкие, надломленные посередине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности. <...>

- Ну а теперь скажи, чего вы людей боитесь?

Она поглядела на меня с испытующим недоверием. Но совесть у меня была чиста, и я, не сморгнув, выдержал этот пристальный взгляд. Тогда она заговорила с возрастающим волнением. <...>

- А тебя не трогают? - сорвался у меня неосторожный вопрос.

Она с надменной самоуверенностью повела головой снизу вверх, и в ее сузившихся глазах мелькнуло злое торжество...» [3;С. 270-271].

А.И. Куприн. «Гранатовый браслет»:

«У него было большое, грубое, красное лицо с мясистым носом и с тем добродушно величавым, чуть презрительным выражением в прищуренных глазах, расположенных лучистыми, припухлыми полукругами, какое свойственно мужественным и простым людям, видавшим часто и близко перед своими глазами опасность и смерть» [4;С. 269].

A.Н. Толстой. «Петр Первый». Описание взгляда соответствует внутреннему состоянию героев и помогает глубже его понять:

«Она, не отвечая, подняла хмурое лицо, пристально зелеными мужичьими глазами глядела на Василия Васильевича. Он в недоумении остановился, не дойдя до кровати» [9;С. 80].

«- И когда стали глядеть на Петра, поняли, что он... Лицо багровое, взором крутит, как филин...» [9;С. 140].

М. А. Шолохов. «Тихий Дон»:

«Аксинья ходила на цыпочках, говорила шепотом, но в глазах, присыпанный пеплом страха, чуть приметно тлел уголек, оставшийся от зажженного Гришкой пожара» [10;С. 66].

B. С. Пикуль. «Нечистая сила»:

«...Жидкие глаза Гришки, похожие на овсяной кисель, непотребно обласкивали деревенских молодух, которые отворачивались, закрывали лица рукавами, но тут же сами искали распутинских взглядов. Гришка давно уже приметил, что люди добрые взоров его не выдерживают» [5;С. 55].

Часто встречается в литературе краткое, но содержательное описание глаз, дающее некоторое представление о характере героя. Например:

А.К. Толстой. «Князь Серебряный»:

«Глаза неопределенного цвета не смотрели ни на кого прямо, но страшно делалось тому, кто нечаянно встречал их тусклый взгляд» [8;С. 58].

И.А. Гончаров. «Обрыв»:

«Есть в ней какая-то тайна, мелькает невысказанная сразу прелесть, в луче взгляда, в внезапном повороте головы... Глаза темные, точно бархатные, взгляд бездонный» [1;С. 270].

Ф.М. Достоевский. «Братья Карамазовы»:

«Кроме длинных и мясистых мешочков под маленькими его глазами, вечно наглыми, подозрительными и насмешливыми...» [2;С. 29].

Список использованной литературы:

1. Гончаров И. А. Обрыв. - М.: Правда, 1984. - 736 с.

2. Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы. - роман в четырех частях с эпилогом. - Части I и П. - Минск: главная редакция белорусской советской энциклопедии, 1980. – 366 с.

3. Куприн А. И. Повести и рассказы. - Кызыл: Тувинское книжное издательство, 1983. - 704 с.

4. Куприн А. И. Повести и рассказы.- М.: Сов. Россия, 1987.- 416 с.

5. Пикуль B.C. Нечистая сила: Политический роман. - М.: Современник, Сибирское отделение, 1991. - 752 с.

6. Русские пословицы и поговорки / Под ред. В. Аникина; предисл. В. Аникина; Сост. Ф. Селиванов; Б. Кирдан; В. Аникин.- М.: Худож. лит., 1988.- 431с.

7. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология: Учебник для вузов / Т.Г. Стефаненко. - М.: Аспект Пресс, 2007. - 368 с.

8. Толстой А.К. Князь Серебряный: Роман; Драма; Стихотворения; Баллады; Былины; Избранные письма. - Л.: Лениздат, 1982. - 512 с.

9. Толстой А. Н. Петр Первый: Роман. М.: Худож. Лит., 1981. - 671 с.

10. Шолохов М. А. Тихий Дон. - Роман в четырех книгах. - Книга первая. - Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1993. - 368 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: