(динамическое артикуляционное упражнение)
Покажите ребенку, как можно изобразить с помощью языка гармошку. Для этого надо присосать широкий кончик языка к нёбу, как это делали в упражнении «Грибок», а затем, не отклеивая язык, открывать и закрывать рот. Подъязычная связка (уздечка) будет выполнять роль гармошки, которая то растягивается на всю длину, то потом сжимается.
Движения выполнять под счет: «Раз-два, раз-два...», в спокойном темпе, 6—10 раз.
Ох, устали!
(артикуляционно - дыхательное упражнение)
Покажите ребенку, как можно изобразить очень уставшего человека. Для этого надо высунуть изо рта широкий расслабленный язык и положить его между расслабленными губами. Затем длительно, на одном дыхании, надо дуть на язык и губы так, чтобы они начали вибрировать (следите за тем, чтобы щеки не надувались).
Выполнить упражнение 3—5 раз.
Барабан
(динамическое артикуляционное – голосовое упражнение)
Покажите ребенку, как можно изобразить барабан, отбивая дробь с помощью языка. Для этого надо открыть рот, слегка улыбнуться и напряженным кончиком языка постучать по альвеолам (бугоркам за верхними резцами), многократно и отчетливо, на одном дыхании, произнося звуки «Д-Д-Д». Сначала стучать следует медленно, а затем увеличьте темп.
Попросите ребенка повторить упражнение. Следите за тем, чтобы во время выполнения упражнения ребенок не закрывал рот. Если это происходит, то между зубами в одном из уголков рта надо вставить ручку зубной щетки или кончик указательного пальца ребенка.
Посоревнуйтесь, чей барабан дольше барабанит.
Комарик
(артикуляционно - голосовое упражнение)
Покажите ребенку, как можно спеть песенку комара. Для этого надо открыть рот, поднять язык за верхние зубы и длительно произносить звук «3».
Попросите ребенка повторить упражнение. Следите за тем, чтобы во время выполнения упражнения ребенок не закрывал рот. Если это происходит, то между зубами в одном из уголков рта надо вставить ручку зубной щетки или кончик указательного пальца.
Посоревнуйтесь, чей комарик дольше звенит.