Поймай язычок

(артикуляционно - голосовое упражнение)

Предложите ребенку поймать зубами свой язычок. Для этого во время произнесения звука А надо вы­двинуть изо рта широкий кончик языка и зажать его — слегка прикусить зубами. Повторите упражнение не­сколько раз подряд. При ускоренном темпе будет слышен звук Л.

Упражнения для постановки звука Р

Описание правильной артикуляции звука Р

Рот открыт. Губы в нейтральном положении. Язык принимает форму ложечки. Боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам. Кончик языка поднят к альвеолам, соприкасается с ними и вибрирует под напором выдыхаемой воздушной

струи.

Для того чтобы выработать правильную артику­ляцию звука Р, надо научить ребенка поднимать кон­чик языка к альвеолам и выдыхать сильную воздуш­ную струю. Под воздействием струи воздуха язык начнет вибрировать — дрожать, как флаг на ветру. В результате будет слышен звук Р.

Качели

(динамическое артикуляционное упражнение)

Попросите ребенка «покачать» свой язычок на качелях. Дляэтого надо широко открыть рот и широким кончиком языка по очереди дотрагиваться сна­чала до бугорков за верхними резцами (альвеол), а затем до основания нижних зубов. В каждом из положений язык удерживается 2—3 с.

Всего нужно выполнить 6—10 движений.

Чистим верхние зубки

(динамическое артикуляционное упражнение)

Предложите ребенку почистить верхние зубы с помощью языка. Для этого надо открыть рот и широ­ким кончиком языка погладить верхние резцы с внут­ренней стороны. Движения языком следует совершать влево-вправо.

Движения выполнять в спокойном темпе 6 — 10 раз.

Маляр

(динамическое артикуляционное упражнение)

Попросите ребенка языком-«кисточкой» покра­сить в «доме»-ротике потолок. Для этого надо от­крыть рот и широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения вперед-назад (от зубов в глубь рото­вой полости и обратно).

Движения выполнять под счет: «Раз-два, раз-два...»

Лошадка

(динамическое артикуляционное упражнение)

Попросите ребенка изобразить, как скачет лошад­ка. Для этого надо приоткрыть рот, присосать широ­кий кончик языка к твердому нёбу за верхними зуба­ми, а затем со щелчком оторвать его. Сначала цокать следует в медленном темпе, а затем постепенно уве­личить его.

Следите, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

Грибок

(статическое артикуляционное упражнение)

Попросите ребенка показать грибок с помощью языка. Для этого надо широко открыть рот, прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу и присосать его. Удерживать язык в таком положении 5—10 с. Язык будет напоминать шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка — его тоненькую ножку. Затем «откле­ить» язык и закрыть рот.

Повторить упражнение 2—3 раза.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: