(артикуляционно - голосовое упражнение)
Предложите ребенку поймать зубами свой язычок. Для этого во время произнесения звука А надо выдвинуть изо рта широкий кончик языка и зажать его — слегка прикусить зубами. Повторите упражнение несколько раз подряд. При ускоренном темпе будет слышен звук Л.
Упражнения для постановки звука Р
Описание правильной артикуляции звука Р
Рот открыт. Губы в нейтральном положении. Язык принимает форму ложечки. Боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам. Кончик языка поднят к альвеолам, соприкасается с ними и вибрирует под напором выдыхаемой воздушной
струи.
Для того чтобы выработать правильную артикуляцию звука Р, надо научить ребенка поднимать кончик языка к альвеолам и выдыхать сильную воздушную струю. Под воздействием струи воздуха язык начнет вибрировать — дрожать, как флаг на ветру. В результате будет слышен звук Р.
Качели
(динамическое артикуляционное упражнение)
Попросите ребенка «покачать» свой язычок на качелях. Дляэтого надо широко открыть рот и широким кончиком языка по очереди дотрагиваться сначала до бугорков за верхними резцами (альвеол), а затем до основания нижних зубов. В каждом из положений язык удерживается 2—3 с.
|
|
Всего нужно выполнить 6—10 движений.
Чистим верхние зубки
(динамическое артикуляционное упражнение)
Предложите ребенку почистить верхние зубы с помощью языка. Для этого надо открыть рот и широким кончиком языка погладить верхние резцы с внутренней стороны. Движения языком следует совершать влево-вправо.
Движения выполнять в спокойном темпе 6 — 10 раз.
Маляр
(динамическое артикуляционное упражнение)
Попросите ребенка языком-«кисточкой» покрасить в «доме»-ротике потолок. Для этого надо открыть рот и широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения вперед-назад (от зубов в глубь ротовой полости и обратно).
Движения выполнять под счет: «Раз-два, раз-два...»
Лошадка
(динамическое артикуляционное упражнение)
Попросите ребенка изобразить, как скачет лошадка. Для этого надо приоткрыть рот, присосать широкий кончик языка к твердому нёбу за верхними зубами, а затем со щелчком оторвать его. Сначала цокать следует в медленном темпе, а затем постепенно увеличить его.
Следите, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.
Грибок
(статическое артикуляционное упражнение)
Попросите ребенка показать грибок с помощью языка. Для этого надо широко открыть рот, прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу и присосать его. Удерживать язык в таком положении 5—10 с. Язык будет напоминать шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка — его тоненькую ножку. Затем «отклеить» язык и закрыть рот.
Повторить упражнение 2—3 раза.