Политические идеи Средневековья и эпохи Возрождения

На протяжении длительного периода Средневековья господствовала христианская концепция политики. Ее создателями считаются Аврелий Августин и Фома Аквинский. Хотя и раньше влияние религии на политическую мысль было достаточно велико, тем не менее именно период средневековья отличается засильем религиозных концепций общественной жизни. Политическая мысль развивалась как одна из отраслей богословия (теологии). Важнейшей ее чертой было признание превосходства, примата церкви над государством, поскольку именно церковь, а не государство, с точки зрения теологов, воплощает подлинное божественное начало. Отсюда и ведущая, сквозная политическая идея о необходимости подчинения политической власти власти церковной. «Нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены» – этот библейский тезис лежал в основе политической мысли средневековья.

Христианство внедрило в жизнь взгляды, согласно которым долг человека перед Богом важнее долга человека перед государством. Кстати, превосходство религиозного долга над политическим в известной степени продолжает сохраняться в Западной Европе и в настоящее время.

В Средние века конфликт между долгом по отношению к Богу и долгом перед государством принял форму конфликта между церковью и светскими правителями (королями). Церковь в тот период сочетала преемственность прошлого и все цивилизованное в настоящем. В конечном счете все соглашались с тем, что всякая власть исходит от Бога.

В период раннего средневековья наиболее крупным мыслителем проявил себя Августин Аврелий (Блаженный) (354–430), учение которого легло в основу католицизма. Особенно большой вклад он внес в учение о разделение власти на светскую и духовную, государственную и церковную и их взаимодействии.

Взгляды Августина на политическую жизнь изложены в его главном трактате «О граде Божием». В этом произведении он противопоставляет два государства: «Град Божий» – церковь, где царит мир, покой, единство, право и справедливость, «Граду земному» – созданному людьми государству, которое рассматривалось как царство дьявола, мир греховности человека. Признавая церковную власть высшей властью, Августин в то же время выступал за самостоятельность, независимость каждой из властей, за невмешательство в дела друг друга. Это не исключало их взаимодействия, особенно в плане взаимной поддержки: государство защищает церковь от ее врагов, а церковь воспитывает всех в духе подчинения государству и закону. Совершенствование государственной власти, по Августину, возможно лишь под воздействием христианской морали. Идеалом «земного града» для него является «христианское государство», где все любят общее благо, а высшим благом выступает Бог.

История, по мысли Августина, подчиняется божественному провидению и предопределена им. Бог так создал человека, что его стремление к объединению сначала выражается в создании семьи, а затем в образовании государства. Власть – не личная собственность, а средство обеспечения мира и справедливости в отношениях между правителями и подданными. Августин отрицательно относился ко всякого рода насилию, но понимал его неизбежность в этом мире. Поэтому он признавал и необходимость государственной власти, хотя ее носители им же самим характеризовались как «большая шайка разбойников».

В отличие от древних греков, Августин не придавал столь большого значения проблеме форм правления, считая, что главное при любой форме – верность религии и принципу справедливости. За верное и ревностное служение интересам католической церкви Августин получил имя Блаженный и был причислен к лику святых.

С наибольшей полнотой дух эпохи Средних веков получил отражение в политической доктрине Фомы Аквинского (1225–1274) – философа, теолога, явившегося основоположником томизма. Им написан ряд трудов, в которых рассматриваются проблемы политики и государства. Наиболее важными из них для понимания политической идеологии Фомы Аквинского, а, стало быть, идеологии средневековья в Западной Европе, в странах католического мира, являются: «О правлении государей», «Сумма теологии», «Сумма против язычников».

Исходный тезис всего мировоззрения Фомы Аквинского сформулирован им самим: «Философия – служанка богословия». Поэтому не составляет большого труда понять, какие цели стояли в центре его учения. Они были направлены на обоснование в логических категориях закономерности и справедливости современного ему миропорядка как результата божественного творения. Все творчество Фомы – опыт рационального обоснования истинности религиозных догматов.

Фома Аквинский признавал положительную роль государства, поскольку оно выражает божественную волю к миру, добру и порядку. Соотношение духовной и светской властей он определял как соотношение души и тела при безусловном признании приоритета духовной власти, церкви над государственной властью.

Заслугой Фомы Аквинского является разработка теории закона. Человек как гражданин христианского государства имеет дело с четырьмя видами законов: вечным (Божественный разум, правящий Вселенной); естественным (отражение вечного права человеческим разумом, природные права человека); человеческим (позитивное право, устанавливаемое в стране монархом ради обеспечения мира и предотвращения зла) и Божественным (библейские заповеди). Он исходил из посылки, что признавать надо не всякую власть, а ту, которая отвечает божественным установлениям и естественному праву. Если позитивное право не соответствует божественному и естественному праву, то оно противозаконно и не подлежит соблюдению. Тем самым Фома Аквинский обосновывал право на сопротивление греховной и незаконной власти и даже на восстание против тирана, хотя выступления против законной власти для него совершенно неприемлемы. Это вполне отчетливо выражается в нетерпимости Фомы Аквинского ко всякого рода ересям. Он теоретически обосновал необходимость церковной инквизиции, видя в ней средство сохранения чистоты веры.

Как и многие мыслители древности, Фома Аквинский отдавал предпочтение смешанной форме государства, которая сочетает достоинства разных «чистых» форм – монархии, аристократии и демократии. При этом он различал абсолютную монархию и политическую монархию, в которой власть монарха ограничена законом. За исключением этой приверженности монархии, взгляды Фомы Аквинского по вопросу о формах государства мало отличались от взглядов Аристотеля. За свои труды по реализации интересов католической церкви Фома Аквинский был причислен к лику святых. Его учение (томизм) в 1879г. было объявлено «единственно истинной» философией католицизма. Оно очень влиятельно во многих странах Европы и в настоящее время.

В рамках позднего средневековья появились и все более усиливались концепции освобождения государства от подчинения церкви и ограничения власти короля сословным представительством. Было поставлено под вопрос право церкви на верховенство ее власти, поскольку власть короля стала рассматриваться как власть, полученная непосредственно от Бога, а не от папы римского.

Сторонником самостоятельной светской власти был известный английский философ В. Оккам (1300–1350). Большое значение имели принятие в Англии Великой хартии вольностей (1215), впервые провозгласившей за частью общества (баронами и рыцарями) определенные права и свободы, и создание английского парламента в ХIII в.

Поворотным пунктом в развитии политической мысли стала эпоха Возрождения. Возрождение и Реформация – самые значительные этапы развития позднего западноевропейского средневековья. Идеологи этого периода не просто черпали свои представления о государстве, праве, политике и законе из сокровищницы духовной культуры античности. Демонстративно обращаясь к античности, они выражали неприятие, отрицание политико-юридических порядков и доктрин католической церкви, господствовавших в Европе в средние века.

Наиболее ярким представителем политической науки в эпоху Возрождения по праву считается великий итальянский гуманист, политический деятель Флоренции Никколо Макиавелли (1469–1527). В систематическом виде свои политические идеи он изложил в работах «Государь», «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия», «История Флоренции». Макиавелли вошел в историю политической мысли как выдающийся историк и теоретик политики, государственной власти, впервые выделивший политику в особую и самостоятельную область знания и человеческой деятельности, свободных от богословия и христианской морали.

Основное содержание труда «Государь» – выявление природы государства и механизмов государственного управления. Все государства, с его точки зрения, можно разделить на республики и государства, управляемые единовластно. Последние он дополнительно подразделял на «унаследованные» и «новые». Среди «новых», в свою очередь, выделялись те, где подданные привыкли повиноваться государю, и те, где они «искони жили свободно». Опираясь на труды античных авторов, Макиавелли утверждал, что каждая из трех «хороших» форм правления имеет тенденцию перерастать в одну из трех «плохих»: самодержавие – в тиранию, аристократия – в олигархию, а «народное правление» – в разнузданность и анархию. Каждую из этих шести форм, взятую в отдельности, он считал губительной: «хорошие» – по причине их кратковременности, а «плохие» - «в силу их злокачественности».

Понятие практической пользы в политике решительно отделяется Макиавелли от религиозных и этических норм. Он выводит новый закон: политические события происходят не по воле божьей, не по прихоти людей, а под воздействием «действительного хода вещей».

По Макиавелли, государь должен быть озабочен созданием прочного фундамента власти. Таким основанием в любом государстве являются хорошие законы и крепкое войско. Причем опорой закона служит именно армия, вооруженная сила. О праве и справедливости речи нет. Государственная власть должна быть твердой и решительной, ее доминирующий интерес состоит в самосохранении и упрочении политической власти любой ценой.

Н. Макиавелли ввел в науку понимание государства как общего политического состояния общества, его определенной политической организации. Государство выступает монополистом публично-властных прерогатив, оно трактуется в значении аппарата, управляющего подданными. В аппарат входят государь и его министры, чиновники, советники. Именно государю принадлежит вся полнота власти, он обязан концентрировать ее только в своих руках. Чиновники являются лишь инструментом осуществления единоличной воли государя.

Совершенно чуждо Макиавелли (в труде «Государь») представление о народе как носителе, источнике верховной власти. Народ – это необузданная масса, которой надлежит быть пассивным объектом государственной власти. Государь должен выступать как опекун народа, защищающий его от произвола чиновников, обеспечивать подданным внешнюю и внутреннюю безопасность. Причем государь должен заботиться о том, чтобы подданные воспринимали его действия именно как благодеяния. В отличие от обид, которые следует наносить разом, благодеяния надо осуществлять малыми порциями, чтобы они длились дольше и вызывали большую благодарность и любовь к правителю.

Государственная власть осуществляется нормально только тогда, когда народ полностью повинуется государю. Такое повиновение держится на любви к государю и страхе перед ним, причем страх – более надежная опора власти, чем любовь. Страх должен поддерживаться наказанием, при этом правитель не должен пренебрегать самыми суровыми и жесткими мерами. Подданные должны постепенно чувствовать абсолютную непререкаемость государственной власти.

Макиавелли прекрасно понимал суть политики, ее жесткие, а порой и жестокие законы. Политика часто вынуждена идти на нарушение нравственных норм. В трактате «Государь» автор обосновал целесообразность политического принципа: «цель оправдывает средства». Сформулировав это положение, он дал возможность вольного толкования соотношений целей и средств политического действия. В последующем политика, пренебрегающая законами морали и имеющая целью достижение личной выгоды лицами и группами, обладающими властью, получила название «макиавеллизма».

По Макиавелли, цель, которая оправдывает средства, - «общее дело» – сильное национальное государство, интересы Отечества. Только во имя этого политический деятель должен уметь вступить на путь зла, научиться умению быть недоброжелательным, но при этом, не отклоняясь от добра, если такое возможно. Заслуга Макиавелли в том, что он до предела заострил и бесстрашно выразил это объективно существующее соотношение политики и морали.

Развитие политической мысли в эпоху Возрождения не ограничивалось Италией, оно проявилось и в других странах. Заметным вкладом в сокровищницу политической мысли явилась концепция «государственного суверенитета» французского политического мыслителя, социолога, юриста Жана Бодена (1530–1596). Эту концепцию, остающуюся до настоящего времени в центре дискуссий и политической практики, он изложил в трактате «Шесть книг о республике».

Важную роль в освобождении политической мысли от средневековой схоластики сыграл нидерландский мыслитель Эразм Роттердамский (1466–1536). Он был убежденным противником завоевательных войн. Заинтересованность в войне он связывал с интересами «тирании знати», защищал мирные отношения между народами.

В эпоху Возрождения наряду с политическими идеями, обосновывающими необходимость возникновения и утверждения буржуазного строя, имели место и учения, которые отрицали этот строй. Эпоха Возрождения – это время возникновения утопического социализма, представителями которого явились Т. Мюнцер, Т. Мор, Т. Кампанелла и другие.

Идеолог народного течения в немецкой Реформации Томас Мюнцер (1490–1525) в своих работах проповедовал борьбу за общественный порядок без классовых различий и частной собственности, действующий на основе «божественного права» и «общей пользы». Он выступал за переход государственной власти в руки трудового народа.

Мыслитель, политический деятель Томас Мор (1478–1535) был лорд-канцлером Англии. В 1516 г. он издал труд «Золотая книга, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия». Эта книга впоследствии получила краткое название «Утопия» («место, которого нет»). Она обессмертила имя своего автора и дала название одному из направлений общественно-политической мысли – утопическому социализму.

В книге «Утопия» Т. Мор описал бедствия народных масс, впервые в истории показал, что причиной этих бедствий является частная собственность, которая, позволяя сосредотачивать имущество в руках немногих, влечет за собой бедность и нищету всего остального населения. Уничтожить бедствия людей, полагал он, можно только «совершенным уничтожением частной собственности». За свои убеждения Томас Мор был казнен королем.

Политические идеи Т. Мора получили развитие в трудах Томмазо Кампанеллы (1568–1639) – итальянского философа, мужественного борца против средневековой схоластики и инквизиции. За борьбу за освобождение своей Родины от испанского владычества Кампанелла 27 лет провел в тюремном заключении.

Свои политические идеи с наибольшей полнотой Т. Кампанелла изложил в романе «Город солнца». В этом произведении он изобразил идеальный общественный строй в государстве Солнца. По мнению Кампанеллы, все люди рано или поздно, но неминуемо придут к коммунистическим принципам организации общественной жизни соляриев. Это обязательно произойдет, полагал он, ибо человек по своей природе является общественным существом, коллективное начало в нем сильнее индивидуалистического.

Труды мыслителей эпохи Возрождения послужили важным источником для последующего развития политической мысли, внесли существенный вклад в политико-теоретическое знание своего времени.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: