В истории развития общества можно выделить несколько информационных революций, связанных с существенными преобразованиями общественных отношений вследствие кардинальных изменений в сфере обработки информации:
1. Изобретение письменности.
2. Изобретение книгопечатания (середина XVI в.), которое радикально изменило способы хранения, обработки и передачи информации.
3. Изобретение электричества (конец XIX в.), благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме.
4. Изобретение микропроцессорной технологии и появление персонального компьютера (70-е гг. XX в.). На основе микропроцессоров и интегральных схем создаются компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационные коммуникации).
Последняя информационная революция выдвинула на первый план новую отрасль – информационную индустрию, связанную с производством технических средств, методов, технологий для производства новых знаний.
|
|
Важнейшими составляющими информационной индустрии становятся все виды информационных технологий, особенно телекоммуникации. Современные информационные технологии опираются на достижения в области компьютерной техники и средств связи. Можно сказать, что сейчас мы живем в информационном обществе.
В соответствии с Федеральным Законом «Об информации, информационных технологиях и защите информации» [1], одним из основных понятий информационного общества является информационный ресурс. Под информационными ресурсами понимаются отдельные документы и отдельные массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).
Информационные ресурсы являются базой для создания информационных продуктов.
Информационный продукт – это совокупность данных, сформированная производителем для распространения в вещественной или невещественной форме.
Информационный продукт может распространяться такими же способами, как и любой другой материальный продукт, с помощью услуг.
Информационная услуга – получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов. В узком смысле информационная услуга часто воспринимается как услуга, получаемая с помощью компьютеров, хотя на самом деле это понятие намного шире. Перечень услуг определяется объемом, качеством, предметной ориентацией по сфере использования информационных ресурсов и создаваемых на их основе информационных продуктов. Информационные услуги возникают только при наличии баз данных в компьютерном или некомпьютерном варианте.