Объект и предмет социологии

С термином «социология» каждый из нас довольно часто встречался. В современной жизни, начиная с 1990-х годов, это слово у всех «на слуху». Телевидение, радио, газеты сообщают о результатах социологических опросов населения по самым разнообразным проблемам. Социологические службы Парламента, Президента, различных исследовательских центров изучают общественное мнение по важнейшим социально-политическим и социально-экономическим вопросам.

В регионах проводятся свои специфические опросы, в которых определяется степень социальной напряжённости в обществе, удовлетворённость различными товарами и услугами.

Начнём с этимологии. Термин «социология» происходит от двух слов: латинского слова societas общество и греческого logos слово, учение, понятие (это слово является составной частью почти любого термина, означающего какую-либо науку, например политология, культурология, археология, психология, геронтология и т.д.). Следовательно, в самом прямом смысле слова социология – это учение об обществе.

Понятие «социология» было введено в научный оборот французским философом Огюстом Контом в 1830-х годах. Именно его по праву считают основателем новой дисциплины. С XIX века можно говорить о возникновении и институционализации социологии как самостоятельной науки.

Это, однако, не означает, что до данного столетия человечество, научная мысль не интересовались вопросами о том, как устроено общество, как оно возникло и функционирует, как взаимодействует отдельный индивид и общество. Но эти вопросы не рассматривались самостоятельно, а изучались в рамках других областей знаний, например истории. Прежде всего, вопросами социальной жизни занималась философия, в недрах социальной философии постепенно накапливалось знание об общественных процессах и явлениях, что послужило предпосылкой возникновения социологии.

Сфера изучения общественной жизни социальной философией ограничивалась познавательной деятельностью. Социология же в отличие от философии, по мнению её основателя Огюста Конта, была призвана не только познать общество, но и изменить его, улучшить, усовершенствовать. Социолог же должен был помочь в управлении социальными процессами.

Ещё в большей мере различия между социальной философией и социологией обнаруживаются в методе исследования. Философия рассматривает общественные проблемы умозрительно, руководствуясь определёнными установками, которые развиваются на основе цепи логических размышлений. Социология заявила о своей самостоятельности по отношению к философии именно потому, что она поставила перед собой задачу решения общественных проблем на основе научных методов познания действительности.

По мнению «отцов-основателей» социологии, общество должно изучаться не умозрительно, а на основе методов эмпирической, (опытной) науки.Самостоятельное развитие социологии как раз и связано с тем, что она начала активно осваивать при анализе социальных процессов и явлений количественные методыс применением сложных математических процедур, в том числе и теорию вероятности, сбор и анализ эмпирических данных, установление статистических закономерностей, выработала определённые процедуры эмпирического исследования.

С точки зрения науковедения, становление любой науки связано с её институционализацией, то есть приобретением данной наукой всех атрибутов социального института. В этом процессе можно выделить ряд необходимых аспектов:

1) определение своего предмета и методов исследования;

2) создание специализированных периодических изданий;

3) введение данных научных дисциплин в учебные планы различных типов учебных заведений;

4) создание специализированных учебных заведений по данным отраслям знаний;

5) создание организационной формы объединения учёных данных дисциплин – национальных и международных организаций.

Если говорить о США и Западной Европе, то можно отметить, что они прошли все стадии процесса институционализации начиная с 40-х годов XIX века. В России процесс институционализации социологии несколько раз прерывался.

Итак, мы отметили, что условием номер один образования самостоятельной науки является выявление ее предмета.Вообще существуют понятия «объект» и «предмет» науки. Объектом познания принято называть всё то, на что направлена деятельность исследователя, что противостоит ему в качестве объективной реальности. В качестве объекта той или иной науки всегда выступает определённая сфера объективного мира, часть объективной реальности, обладающая собственными свойствами.

У различных наук может быть один и тот же объект познания. Так, объектом социологического познания является общество. Однако общество изучают и другие общественные науки, такие как политология, культурология, психология, правоведение, экономика и т.д. Для того чтобы определить специфическую сферу познания конкретной науки, в данном случае социологии, принято наряду с объектом выделять и предмет.

В отличие от объекта, предмет любой наукиявляется результатом теоретического абстрагирования, позволяющего исследователям выделить те стороны и закономерности развития и функционирования изучаемого объекта, которые являются специфическими для данной науки. По отношению к объекту предмет любой науки является более узким понятием, характеризующим особую область данной науки, которая отличает данную науку от других наук.

В социологии выделяются два уровня: микроуровень и макроуровень. На микроуровне социология изучает поведение людей в их непосредственном межличностном взаимодействии, микромоделью при этом являются социальные отношения. На макроуровне социология исследует крупномасштабные социальные системы, их структуру и динамику. Согласно определению Г.В.Осипова, социология – это наука об общих и специфических социальных законах и закономерностях развития и функционирования исторически определённых социальных систем, о механизмах действия и формах проявления этих законов и закономерностей в деятельности личностей, социальных общностей, классов, народов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: