Основные социологические подходы

Научный подход представляет собой совокупность принципов, с помощью которых можно анализировать те или иные явления и процессы. Можно выделить основные социологические подходы, а именно: структурно-функциональный, классовый (конфликтологический), бихевиористский (поведенческий), социокультурный.

В США в основном получили распространение структурно-функциональный ибихевиористскийподходы. В России (СССР) наиболее распространены системный подход,являющийся некой аналогией структурно-функционального подхода, и классовый,поскольку у нас была сильна марксистская традиция в социологии. Что касается Западной Европы, то можно сказать, что здесь широко применялись и применяются все названные подходы.

Точка зрения функционализма на общество и общественную структуру была впервые выражена в XIX веке Гербертом Спенсером (Спенсер Г. Индукция социологии // Философия и общество – 1997, № 3.). Он сравнивал общество с живым организмом, подобным человеческому телу. В нашем теле каждый орган – сердце, мозг, желудок и т.д. – выполняет специфическую функцию в процессе поддержания жизни. Связанные между собой внутри нашего организма его различные органы образуют взаимозависимую систему.

Если один орган прекращает функционировать или действует недостаточно, организм не может функционировать нормально и, возможно, полностью выходит из строя. Сторонник функционализма рассматривает общества как организмы, составленные из многих частей: военной, экономической, религиозной и т.д. Каждая часть общества выполняет свою функцию, и чем больше различия между этими функциями, тем труднее одной части заменить другую.

Г. Спенсер заложил основы функционализма, развили эти основы французский социолог Эмиль Дюркгейм, американские социологи Талкотт Парсонс, Роберт Мертон, Кингсли Дэвис. (Спенсер Г. Индукция социологии // Философия и общество 1997, № 3.).

Теоретические рамки структурно-функционального подхода составляют следующие принципы:

1. Общество или любое общественное явление рассматриваются как целостность, единая система, состоящая из множества частей.

2. Каждая часть может существовать только в рамках целостности, где она занимает свое место и выполняет конкретные, строго определённые функции.

3. Функции частей, элементов системы всегда означают удовлетворение какой-либо общественной потребности. Все же вместе они направлены на поддержание устойчивости общества и воспроизводство человеческого рода.

4. Поскольку каждая из частей, каждый элемент выполняет свою функцию, то в случае нарушения деятельности этой части, элемента, чем больше функции отличаются друг от друга, тем труднее другим частям выполнять нарушенные функции.

5. Общество как система способно к адаптации, и дисфункции в конечном итоге преодолеваются сами по себе.

Например, радикалы и хиппи 60-х годов внесли много перемен в американское общество: новый подход к проблемам окружающей среды, недоверие к высшей власти, более раскованный стиль одежды мужчин и женщин, однако спустя 20 лет радикалов и хиппи поглотила среда истеблишмента, в которую они вошли, став юристами, учителями, биржевыми маклерами.

6. Устойчивость общественной системы сохраняется благодаря наличию структуры – совокупности устойчивых и постоянных связей между элементами системы.

7. Социальная интеграция или ощущение, что общество является крепкой тканью, сотканной из различных нитей, формируется на основе согласия большинства граждан страны следовать единой системе ценностей, которая связывает не только различные социальные группы в рамках системы, но и разные поколения.

Система ценностей воспроизводится от поколения к поколению. Например, англичане согласны с необходимостью монархии, в США принцип равных возможностей присущ мировоззрению большинства американцев. В России в настоящий момент наблюдается ценностный вакуум в результате смены строя, что способствует усилению дезинтегративных тенденций.

8. Социальная система рассматривается в стабильном состоянии. Стабильность сохраняется главным образом благодаря социальному контролю. Элементами социального контроля являются политическое управление, органы правопорядка, религиозные институты, нормы морали.

9. Общество и социальные явления рассматриваются в статике, в неизменённом состоянии. Изменения обычно имеют постепенный, эволюционный, а не революционный характер.

Конфликтологический, или классовый, подход сформировался главным образом на основе работ Карла Маркса и был в дальнейшем развит немецким социологом Ральфом Дарендорфом. Конфликтологический подход является своего рода антиподом структурно-функционального подхода. К.Маркс считал, что классовый конфликт является основой развития общества. Возникает классовый конфликт потому, что люди разделены на различные классы в соответствии с их положением в экономической системе.

К. Маркс выделял класс собственников и неимущих,или господствующий и эксплуатируемый класс. Эти классы не имеют общих ценностей, их интересы противоположны, более того, класс собственников стремится господствовать и эксплуатировать неимущих. В результате классы постоянно враждуют между собой.

По мнению К. Маркса классовая борьба является источником большинства политических конфликтов. Он предсказывал, что эксплуатируемый класс восстанет, и революция преобразует общество. Классовый конфликт является движущей силой истории, благодаря классовому конфликту осуществляется развитие общества.

Р. Дарендорф предложил свою трактовку конфликта. Он отрицает идею К. Маркса о том, что основные конфликтующие группы в обществе – это классы, образованные по экономическому признаку. По мнению Р. Дарендорфа, главной причиной конфликта является тот факт, что одни люди имеют властьнад другими. Основной конфликт возникает между теми, кто имеет власть, и теми, кто её не имеет. Главными отличительными чертами любого общества являются господство, конфликт и подавление.

Теперь выделим основные моменты конфликтологического подхода:

1. Общество или социальное явление рассматриваются с точки зрения дифференциации общества на социальные группы (классы).

2. У каждой из этих социальных групп есть общие интересы независимо от того, осознают их входящие в такие группы или нет.

3. Интересы различных социальных групп различны и противоположны, что приводит к конфликту, выражающемуся в классовой борьбе: экономической, политической, идеологической.

4. Когда люди осознают свои общие интересы, они могут образовать общественный класс, что может обнаружить себя в форме профсоюзного движения, лобби политической партии и т.д.

5. Классовый конфликт обостряется, если:

1) ухудшаются материальные условия жизни неимущих классов;

2) почти вся власть сосредоточена в руках немногих, остальные почти полностью лишены её;

3) те, кто лишён власти, не имеют возможности её получить;

4) существует свободная возможность организовываться в партии.

Структурно-функциональный и конфликтологический подходы различны по своей сущности. Структурный функционализм обычно рассматривает общество как устойчивое и единое целое, сторонники теории конфликта считают, что в обществе постоянно происходят изменения и возникают конфликты. Структурно-функциональный подход придаёт важнейшее значение согласию всех членов общества в отношении общих ценностей, а последователи конфликтологического подхода уделяют основное внимание проявлениям подавления одних членов общества другими.

Есть нечто общее в этих подходах: оба рассматривают общество и социальные явления на макроуровне, как систему; оба выявляют общие закономерности функционирования и развития социальной системы. Бихевиористский подход, наоборот, рассматривает общество и социальные явления на микроуровне, через призму социальных отношений, отправной точкой в которых является не общество в целом, а индивид, личность.

Бихевиоризм происходит от латинского слова «behavior» – поведение. Этот подход был заимствован социологией, а также политологией у психологии. Основоположниками бихевиоризма были Э. Торндайк, Д. Уотсон, Д. Скиннер. По мнению бихевиористов, социология – это поведенческая наука, наука о человеческом поведении. Согласно учению бихевиористов, всё поведение человека сводится к стимулам и реакциям.Меняя стимулы, вы задаёте определённые реакции. Следовательно, поведение человека управляемо. Бихевиористы рассматривали задачу социологии как создание науки об управлении людьми.

Бихевиоризм абсолютизирует эмпирические методы исследования. Смысл исследования социологов, с точки зрения его представителей, состоит не в объяснении, а в описании поведения. Поэтому главные усилия исследователей должны быть сосредоточены на собирании фактов и их описании. Всякая попытка объяснения может привести только к искажению, затемнению факта, к идеологическим спекуляциям. Исходя из этой установки, бихевиористы в качестве основных методов исследования избрали наблюдение и эксперимент. При обработке данных абсолютное предпочтение отдаётся количественным, математическим и статистическим методам.

Таким образом, можно выделить основные принципы бихевиористского подхода:

1. Общество и социальные явления рассматриваются с точки зрения поведения индивида.

2. Поведения человека сводится к биологическим аспектам. Его можно определить как реакцию на определённые стимулы, например стимулы вознаграждения и стимулы наказания.

3. Поведение человека однозначно, поэтому его можно прогнозировать и им можно управлять.

4. Нельзя объяснить социальные явления и процессы, происходящие в обществе, выявить причинно-следственные связи, можно только описать.

5. Основными методами исследования общественных процессов и явлений являются наблюдение и эксперимент.

Социокультурный подход предполагает рассмотрение общества и социальных явлений, так же как и структурно-функциональный и конфликте логический подход, на макроуровне. Однако в отличие от этих подходов, социокультурный подход позволяет выявить специфику развития различных обществ. Основой социокультурного подхода является теория культурно-исторических типов, или теория цивилизаций.

Представителями теории цивилизаций являются Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин. В этой концепции акцент делается на многолинейности развития общества и культуры, вычленяются определённые типы социальной и культурной систем, подчёркивается их своеобразие. Теоретики цивилизации выдвинули идею замкнутости, локальности культур, обществ.

Социокультурный подход сформировался как антитеза линейной европоцентристской теории общественного развития, согласно которой всё историческое развитие осуществляется в рамках единой и неделимой цивилизации и представляет однонаправленный, закономерный процесс прогрессивного развития, перехода от низших ступеней к высшим. Моделью исторического развития в этой концепции выступало развитие Западной Европы.

Линейная европоцентристская модель исторического развития не давала удовлетворительного объяснения развитию Востока. России и других регионов, находившихся в стороне от развитой европейской цивилизации, не могла объяснить, почему одни и те же явления по-разному проявляют себя в зависимости от того, в каком обществе они существуют (например, рыночные отношения совершенно по-разному проявляют себя в Западной Европе, Японии, Индии, России).

Социокультурный подход даёт всему этому своё объяснение.

Вот его основные принципы:

1. Общество или социальное явление рассматриваются с точки зрения специфических особенностей и черт.

2. Специфика определяется, прежде всего, особым историческим путём развития каждого общества (цивилизации), а также особенностью развития культуры.

3. Для того чтобы цивилизация полностью сформировалась и развилась, необходима замкнутость, закрытость от других цивилизаций, тогда сохранится её самобытность, непохожесть на другие цивилизации.

4. Каждой цивилизации свойствен свой тип социальных связей, что находит проявление в типе хозяйства, политического устройства и культуры.

5. Все социальные сферы (подсистемы) общества: экономическая, политическая, военная, религиозная и т.д. – развиваются одновременно, без доминирования какой-то одной.

6. Изменения в цивилизациях происходят циклически, подобно изменениям в природе, общества проходят несколько этапов в своём развитии: зарождение, рост, развитие, расцвет, увядание и умирание.

7. Заимствовать элементы чужой цивилизации возможно только с учётом специфики своего собственного развития и своего исторического пути.

Таким образом, любое явление или процесс можно рассматривать с точки зрения одного из выше описанных подходов, руководствуясь основными принципами. В отдельных случаях одно и то же явление можно исследовать, применяя несколько подходов для более полной картины.

Например, анализировать состояние современного российского общества необходимо на основе как структурно-функционального, так и классового, а также социокультурного подходов, в противном случае картина будет не полной, либо же анализ будет представлять определённую идеологизированную точку зрения.

Социологические подходы составляют основу методологии изучения общества. Помимо методологии, социологи пользуются определёнными методами сбора информации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: