Метод наблюдения

В современной социологии различают включённое и простое наблюдение. При включённом наблюдении исследователь имитирует вход в социальную среду и анализирует события как бы «внутри». В простом наблюдении он регистрирует событие «со стороны».

Под наблюдением социологи подразумевают прямую регистрацию событий исследователем. В отличие от обыденного, научное наблюдениеотличается тем, что:

1) оно подчинено ясным целям и задачам;

2) наблюдение планируется и проводится по заранее обдуманной процедуре;

3) все данные наблюдения фиксируются в протоколах (или бланках) наблюдения;

4) информация, полученная путём наблюдения, должна поддаваться контролю на обоснованность и устойчивость.

Процедура любого наблюдения складывается из ответов на вопросы: «Что наблюдать?», «Как наблюдать, чтобы не влиять на естественный ход событий?», «Как вести записи?».

«Что наблюдать?» На этот вопрос отвечает программа исследования (гипотезы, эмпирические признаки понятий и т.д.).

Как правило, наблюдение включает в себя следующие элементы и фиксирует следующие их признаки:

1. Общая характеристика социальной ситуации, куда включают сферу деятельности (производственная, непроизводственная, уточнение её особенностей и т.д.; правила и нормы, регулирующие состояние объекта в целом; степень саморегуляции объекта (в какой мере его состояние определяется внешними факторами и внутренними причинами).

2. Определение типичности наблюдаемого объекта в данной ситуации: экологическая среда, экономическая и политическая атмосфера, состояние общественного сознания на данный момент.

3. Описание субъектов, или участников социальных событий. Их можно классифицировать по демографическим или другим социальным признакам, по социальным функциям (права, обязанности); по неофициальным отношениям (дружеские, неприятие, неформальное лидерство и т.д.).

4. Цель деятельности и социальные интересы субъектов и трупп: общие и групповые, официальные и неофициальные, одобряемые и неодобряемые, согласованность или конфликт интересов и целей.

5. Структура деятельности со стороны внешних побуждений (стимулы) и внутренних, то есть осознанных намерений (мотивов), средств, привлекаемых для достижения целей, по интенсивности деятельности (продуктивная, репродуктивная, напряжённая, спокойная) и по её практическим результатам (материальные и духовные продукты).

6. Регулярность и частота наблюдаемых событий по ряду указанных выше параметров и типичным ситуациям, которые ими описываются.

Наблюдение, осуществляемое по такому плану, имеет задачу структурировать объект, выделить в нём разнородные свойства, элементы, функции, связи действующих лиц или групп. Но всё это есть неконтролируемое наблюдение. По мере накопления данных задачи исследования уточняются. Какие-то стороны объекта становятся более значимыми, какие-то – менее либо вообще опускаются, и наблюдение становится контролируемым.

Контролируемое наблюдение значительно более жёсткое и разрабатывается на основе неконтролируемого наблюдения. Впервые метод контролируемого наблюдения использовал американский психолог Р.Бейлз для изучения последовательности фаз групповой деятельности.

Надёжность данных в рамках этого метода сбора информации (обоснованность и устойчивость) гарантируется выполнением следующих правил:

1. Один и тот же объект необходимо наблюдать в разных ситуациях (нормальных, стрессовых и т.д.).

2. Вести одни и те же наблюдения должны несколько сотрудников для сопоставления получаемых ими результатов.

3. Использовать для проверки другие методы сбора социологической информации, например, интервью, опрос и т.д.

Метод эксперимента.

Эксперимент предполагает создание определённой ситуации, условий для группы обследуемых и наблюдение за изменениями, происходящими в результате действия этих условий. Общая логика эксперимента заключается в том, чтобы при помощи выбора некоторой экспериментальной группы(или групп) и помещения её в необычную экспериментальную ситуацию (под воздействие определённого фактора) проследить изменения интересующих исследователя характеристик, их направление, величину и устойчивость.

В этом смысле эксперимент представляет собой нечто вроде замкнутой системы, элементы которой начинают взаимодействовать по написанному исследователем «сценарию».Успех эксперимента зависит от создания соответствующих условий. Во-первых, в качестве контрольных выбираются характеристики, самые важные с точки зрения изучаемой проблемы. Во-вторых, изменение контрольных характеристик должно зависеть от тех характеристик экспериментальной группы, которые вводятся самим исследователем.

Такие характеристики называются факторными.Характеристики, которые не участвуют в эксперименте, называются нейтральными,их судьба не волнует исследователя, независимо от того, изменяются ли они или нет. В-третьих, на протекание эксперимента не должны оказывать воздействие те явления, которые не относятся к экспериментальной ситуации, но потенциально способны изменить её состояние.

Эксперименты различаются по логической структуре доказательства гипотез и по характеру экспериментальной ситуации. По логической структуре доказательства гипотез различают линейный и параллельный эксперимент.

Линейный эксперимент отличается тем, что анализу подвергается одна и та же группа, являющаяся одновременно контрольной (имеется в виду её первоначальное состояние) и экспериментальной (её состояние после изменения одной или нескольких характеристик). То есть ещё до начала эксперимента чётко фиксируются все контрольные, факторные и нейтральные характеристики объекта. После этого изменяются факторные характеристики группы (или условия её функционирования), и по истечении определённого, заранее заданного времени вновь измеряется состояние объекта по его контрольным характеристикам.

В параллельном эксперименте одновременно участвуют две группы: контрольная и экспериментальная. Их состав должен быть идентичен по всем контрольным, а также по нейтральным характеристикам, которые могут повлиять на исход эксперимента (в первую очередь это социально-демографические характеристики). Характеристики контрольной группы остаются постоянными в течение всего периода эксперимента, а экспериментальной – изменяются. По итогам эксперимента контрольные характеристики двух групп сравниваются, делается вывод о причинах и величине происшедших изменений.

По характеру экспериментальной ситуацииэксперименты делятся на полевые и лабораторные. В полевом эксперименте объект (группа) находится в естественных условиях своего функционирования (например, трудовой коллектив какой-либо организации, слушатели на семинаре). При этом члены группы могут быть осведомлены либо не осведомлены о том, что они участвуют в эксперименте. Решение об их осведомлённости в каждом конкретном случае зависит от того, насколько эта осведомлённость может повлиять на ход эксперимента.

В лабораторном эксперименте экспериментальная ситуация, а часто и сама экспериментальная группа формируются искусственно. Поэтому члены группы, как правило, осведомлены об эксперименте.

Подготовка и проведение эксперимента предполагают последовательное решение ряда вопросов: 1) определение цели эксперимента; 2) выбор объекта (объектов), используемого в качестве экспериментальной и контрольной групп; 3) выделение предмета эксперимента; 4) выбор контрольных, факторных и нейтральных признаков; 5) определение условий эксперимента и создание экспериментальной ситуации; 6) формулировку гипотез и определение задач; 7) выбор индикаторов и способов контроля протекания эксперимента; 8) определение метода фиксации результатов эксперимента; 9) проверку эффективности эксперимента.

       
 
   
ПО ХАРАКТЕРУ СИТУАЦИИ
 


               
       


Рис.1. 2.Виды эксперимента


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: