Социальная структура общества

Одним из свойств социальной системы, как отмечалось выше, является её структурированность. Под социальной структурой понимается совокупность устойчивых и постоянных связей, возникающих между элементами системы и обеспечивающих сохранение основных свойств системы при различных внешних и внутренних изменениях.

Основная задача социальной системы состоит в том, чтобы обеспечить стабильное функционирование системы. Когда мы говорим о социальной структуре, для нас важно определить: какое место занимает конкретный человек в системе социальных связей, какие социальные группы существуют в обществе, какое положение занимают те или иные социальные группы в пределах данного общества.

Чтобы определить социальное положение человека в обществе, необходимо знать его пол, возраст, семейное положение, гражданство, национальность, профессию, уровень его доходов, отношение к религии, членство в партии, образование и т.д. Как отмечал П. Сорокин, социальное пространство в отличие от геометрического многомерно. И признаки, по которым отличаются люди друг от друга, достаточно многочисленны. Эти признаки определяют социальные роли, выполняемые человеком и его социальный статус.

Социальный статус – это социальная позиция или положение, которое занимает индивид в обществе, характеризуемое набором прав и обязанностей.

В качестве социального статуса может выступать статус президента, депутата, гражданина, отца, сына, мужа, жены, преподавателя, профессора, ректора и т.д. Каждому статусу, как правило, соответствует несколько социальных ролей, например, статусу преподавателя вуза соответствуют роли, которые характеризуют отношения носителя статуса преподавателя с другими преподавателями (коллегами по работе), руководством вуза, студентами.

Каждый человек может иметь ряд статусов, например студентка, дочь, сестра, победительница какого-либо конкурса, подруга, член кружка кинологов и т.д.

Хотя человек имеет ряд статусов, один статус, как правило, является главным или основным. Очень часто главный статус обусловлен работой (занятием) человека, его профессией и уровнем дохода. Когда речь идёт о незнакомом человеке, мы, прежде всего, спрашиваем: «Чем занимается этот человек? Чем он зарабатывает себе на жизнь?» И это не случайно, так как основная сфера жизнедеятельности человека–это труд, трудовая деятельность.

Нередко главным социальным статусом является национальность, или этническое происхождение человека. В Америке до сих пор сохраняется разное отношение к белым, черным, коренному населению. В период феодализма главным статусом было сословное происхождение.

Помимо основных (главных) и неосновных, статусы делятся на предписанные и приобретённые (достигнутые). Предписанные статусы даны человеку от рождения – это пол, этническое происхождение, место рождения и т.д. Статусы, которые человек получил в результате предпринятых им усилий, называют приобретёнными,например статус мужа после получения разрешения на женитьбу и вступления в брак, статус президента, получаемого в результате победы на выборах.

Статус предполагает наличие определенных социальной культурой прав и обязанностей, формирующих модель поведения – то, что социологи называют ролью. Эти ожидаемые от человека действия определяют поведение, которое люди рассматривают как соответствующее или несоответствующее обладателю статуса. Говоря проще, различие между статусом и ролью заключается в том, что статус мы занимаем, а роль играем.

Роли позволяют мысленно формулировать поведение с тем, чтобы поступать должным образом. При этом мы анализируем подробности разворачивающейся ситуации и определяем для себя, кто что делает, когда он это делает и где. Итак, роль – это ожидаемое поведение, которое мы ассоциируем с определенным статусом.

Исполнение роли является фактическим поведением лица, обладающим каким-либо статусом. В реальной жизни часто имеет место расхождение между тем, как люди должны поступать, и тем, как они поступают на самом деле.

Один статус может иметь некоторое число связанных с ним ролей, образуя ролевой набор. Рассмотрим статус студента. Он включает в себя роль ученика, роль сокурсника других студентов, роль верного болельщика спортивных команд вашего университета, роль читателя библиотеки и роль «хорошего товарища» в студенческой среде. Роль не существует сама по себе. Она представляет собой комплекс занятий и действий, тесно связанный с деятельностью других людей. Поэтому не бывает преподавателей без студентов, жен без мужей, пациентов без врачей и преступников без милиции.

Роли выполняют функцию норм, определяющих наши обязанности – действия, которые на законных основаниях могут требовать от нас другие люди, а мы требовать их от других. Каждая роль имеет по крайней мере одну ответную и связанную с ней роль. Таким образом, права одной роли являются обязанностями другой. Например, ваши права студента – прослушивать на лекциях заслуживающий доверия материал, честно сдавать экзамены и получать объективные оценки – составляют обязанности преподавателя. А ваши обязанности – изучать назначенный материал, сдавать экзамены и посещать занятия – являются правами преподавателя.

Взаимодействие индивидов в группах осуществляется через сети ответных ролей. Ролевые отношения связывают нас друг с другом потому, что права на одной стороне взаимоотношения являются требованиями на другой. Группы состоят из сложных комплексов переплетающихся ролей, которые члены групп играют в процессе взаимодействия. Люди воспринимают эти устойчивые отношения как социальную структуру – школу, больницу, семью, армию и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: