Метод контент-анализа

При работе с любым документальным материалом социолог должен уметь читать данные на языке гипотез своего исследования. Но в начале он должен осуществить процедуру поиска индикаторов (признаков), которые можно исследовать по отношению к данному типу документов, а потом уже работать с самим источником. Существует ряд приёмов, позволяющих оптимально решить эту задачу. Наиболее известна в социологии процедура, которая называется «контент-анализ».

«Контент-анализ» предполагает перевод в количественные показатели массовой текстовой информации. Его основные операции разработаны американскими социологами Б.Берельсоном и Х.Лассуэллом.

Основные процедуры «контент-анализа» связаны с переводом качественной информации на язык счёта. С этой целью выделяют два типа единиц: смысловые, или качественные, единицы анализа (1) и единицы счёта (2), или количественные единицы.

Например, единица анализа – отношение к президенту, единица счёта – количество публикаций за неделю или количество строк в одном номере об отношении к президенту.

Можно в качестве единиц анализа брать темы, идеи, оценки, суждения и т.д. либо символы, термины. Например, Х.Лассуэлл во время Второй мировой войны, исследовав символику одной американской газеты, доказал, что она фашистская, и её закрыли.

В исследованиях СМИ, где контент-анализ получил наиболее широкое применение, единицами анализа обычно выступают те или иные понятия («политика», «демократия», «свобода слова», «рынок»), а единицами счёта частота употреблений этих понятий. Это позволяет определить ориентацию источника (политическая, научная и т.д.) либо политическую направленность (прокоммунистическая, демократическая и т.д.).

Помимо специальных терминов в качестве единиц анализа могут выступать темы (избирательная кампания, политическая борьба), имена выдающихся деятелей (Зюганов Г., Явлинский Г.), общественные события (штурм Белого дома) и т.д. Контент-анализ может быть весьма многосторонним, одновременно могут исследоваться несколько единиц анализа и несколько единиц счёта. Для проведения контент-анализа разрабатывается специальный бланк. Обязательна проверка результатов контент-анализа на их надёжность при помощи экспертной оценки или опроса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: