Качественные методы. Фокус-группы

Различные виды опросов относятся к количественным методам сбора социологической информации, поскольку охватывают большие группы населения, социологи используют при этом математические и статистические методы и приёмы. К количественным методам относят также и метод контент-анализа. Помимо количественных, существуют качественные методы сбора информации, в частности метод фокус-группы.

Качественное исследование – определённый тип исследования, который предполагает использование специальной техники получения глубинных ответов: о чём думают люди и как они себя при этом чувствуют. Такое исследование даёт возможность глубоко понять и изучить установки, верования, причины поведения людей.

Качественное исследование преследует своей целью получить ответ на вопрос «почему», в то время как количественное исследование отвечает на вопрос «как много» и «как часто». Качественное исследование в большей степени интерпретационное (объяснительное), нежели описательное. Для его проведения достаточно небольшого количества респондентов, его выборка не должна базироваться на теории вероятности и статистики.

Фокус-группа является наиболее распространённой техникой качественного исследования. Традиционно состав участников фокус-группы колеблется от 8 до 10 человек,но существует тенденция в сторону уменьшения группы до 5–7 человек.Обсуждение в группах меньших по размеру позволяет получить более информативные ответы каждого из участников. Часто такие группы более сплочённые, особенно если респондентами являются профессионалы, например группа из лидеров партий либо социальных работников.

Ключевым фактором, определяющим размер группы, является цель исследования. Если цель фокус-группы состоит в получении по возможности большего количества новых идей, то предпочтительной будет более крупная группа. Если целью фокус-группы является получение максимально глубоких реакций и развёрнутых мнений от каждого респондента, то в этом случае лучше срабатывает малая группа.

Когда метод фокус-группы используется с целью генерации новых идей, обсуждение может длиться целый день или полдня. Но, как правило, фокус-группа длится не более чем от полутора до двух часов,иногда фокус-группа может быть совсем короткой – до 40 минут, например, при изучении реакции на политическую рекламу.

Для проведения фокус-группы обычно используется аудио- и видеотехника, зеркало, дающее возможность наблюдателям видеть происходящее, комната для наблюдения. Место проведения фокус-группы должно обеспечивать участникам дискуссии возможность говорить без всякого вмешательства и спокойно себя чувствовать.

При формировании фокус-группы необходимо учитывать то, что характеристики респондентов должны совпадать.

При проведении фокус-группы собирают людей с одинаковым социальным статусом, одинаковым жизненным опытом, одного и того же возраста и семейного положения, одной и той же субкультуры. Это делается для того, чтобы одни участники не подавляли других. Что касается пола респондентов, то здесь нет однозначного ответа. Если половые стереотипы не влияют на тему обсуждения, то проводят смешанные фокус-группы, в противном случае проводят две фокус-группы.

Количество необходимых для обсуждения групп определяют предварительная информация и гипотезы по теме исследования, что в свою очередь определяет необходимые параметры респондентов, их основные характеристики.

Обычно фокус-группа проводится по типу «круглого стола». Участники должны сидеть так, чтобы это способствовало групповому взаимодействию и максимальной вовлечённости в дискуссию.

Выводы и ключевые идеи

Социология – это наука об обществе. Изучение общества в рамках социологии осуществляется на двух уровнях: на микроуровне изучаются социальные отношения, которые формируются при непосредственном взаимодействии людей; на макроуровне изучаются основные социальные системы.

Социология как наука выполняет определенные функции. При анализе социальных явлений в рамках социологии применяется ряд подходов: структурно-функциональный, классовый (конфликте логический), бихевиористский (поведенческий), социокультурный.

Как и всякая наука, социология использует при изучении общества ряд методы. Во-первых, общенаучные методы – наблюдение, эксперимент, сравнительный анализ,– и, во-вторых, собственно социологические методы – опросы (анкетный, телефонный, почтовый, прессовый, интервью), контент-анализ и фокус-группы.

Задания к Теме 1.

Задание 1.1. Назовите основателя социологии и объясните причину возникновения новой науки и происхождение термина.

Задание 1.2. Объясните в чем главная особенность предмета социологии, его отличия от других наук.

Задание 1.3. Перечислите функции социологии. Кратко охарактеризуйте каждую.

Задание 1.4. Перечислите основные разделы социологии. В чем особенность каждого из них?

Задание 1.5. Ниже перечислены основные социологические подходы и их краткая характеристика. В пустых клеточках расставьте цифры так, чтобы каждому из подходов соответствовали по 2 характеристики.

  СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ   Реакция
  Взаимодействие
  КЛАССОВЫЙ   Культурно-исторический тип
  Система
  БИХЕВИОРИСТСКИЙ   Цикличность
  Отношения
  СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ   Стимул
  Конфликт

Задание 1.6. Перечислите виды наблюдения, применяемые в социологии. В чем преимущества и недостатки данного метода?

Задание 1.7. Какие виды эксперимента Вам известны?Как Вы думаете, какой из этих видов даёт более достоверную информацию? Почему?

Задание 1.8. Заполните схему.

 
 


Задание 1.9. В чем суть методов контент-анализа и фокус-группы? Объясните на примерах.

Библиографический список

Основная литература :

1. Вавилина И.Д. Социологическое исследование в государственном и муниципальном управлении: Учебное пособие для слушателей ФПС и ФПК.– Новосибирск: СибАГС. 1998.– 144 с.– С. 52–80.

2. Радугин А.Л., Радугин К.А. Социология; Курс лекций.– М.: Владос, 1995.– 192 с.– С. 4–13.

Дополнительная литература:

1. Комаров М.С. Введение в социологию: Учебник для вузов.– М.: Наука, 1994,-– 317 с.–С. 7–35.

2. Смелзер И.Социология: пер. с англ.– М.: Феникс, 1994.– 688 с,– С. 14–40.

3. Социология: Основы общей теории: Учебное пособие для вузов / Институт «Открытое общество» (Фонд Сороса) / под ред. Г.В.Осипова, П.М.Москвичёва.– М.: Аспект пресс, 1996.– 461 с.– С. 68–91.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: