Классификация малых групп

Можно выделить несколько оснований для классификации малых групп. Группы различаются по времени их существования (долговременные и кратковременные), по степени тесноты контакта между членами, по способу вхождения индивида и т.д. Наиболее распространено деление малых групп на формальные и неформальные, группы становящиеся и сложившиеся, группы членства и референтные.

 
 


Рис. 6.1. Наиболее распространенное деление малых групп

Деление малых групп на формальные и неформальные было предложено Э.Мэйо. Согласно Э.Мэйо, формальная группа отличается тем, что в ней чётко заданы все позиции её членов, они предписаны групповыми нормами. Соответственно в формальной группе также строго распределены и роли всех членов группы в системе подчинения, так называемой структуре власти: существует представление об отношениях по вертикали как отношениях, определённых системой ролей и статусов.

Примером формальной группы является любая группа, созданная в условиях какой-либо конкретной деятельности; рабочая бригада, школьный класс, спортивная команда и т.д.

Внутри формальных групп стихийно складываются и формируются неформальные группы, где ни статусы, ни роли не предписаны. Неформальная группа также может возникнуть вне формальной, сама по себе: например люди, случайно объединившиеся для игры в волейбол. Иногда в рамках такой группы, несмотря на её неформальный характер, возникает совместная деятельность, а иногда группа приобретает черты формальной группы: в ней выделяются определённые, хотя и кратковременные роли и позиции.

Малые группы могут быть подразделены ещё на две разновидности: становящиеся группы, уже заданные внешними социальными требованиями, но ещё не сплочённые совместной деятельностью в полном смысле этого слова, и группы более высокого уровня развития, уже сложившиеся.

Выделяют так же референтные малые группы, которые подразделяются на группы присутствия и идеальные референтные группы. Понятие «референтная» группа было введено в научный оборот в 1948 году Мустафой Шерифом. Оно означало реальную или условную социальную общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своём поведении и самооценке.

Например, подросток, играя на гитаре или занимаясь спортом, ориентируется на образ жизни и поведение рок-звёзд или спортивных кумиров, которые являются для него референтной группой.

В зависимости от того, является индивид членом референтной группы или нет, группы подразделяются на группы присутствия и идеальные группы.

Группа присутствия – это референтная группа, членом которой является данный индивид.

Идеальная референтная группа – это группа, на мнение которой индивид ориентируется в своём поведении при оценке важных для него событий, но в состав которой он не входит. Такая группа бывает для него особенно привлекательной. Идеальная референтная группа может быть как реально существующей в социальной среде, так и вымышленной, в этом случае эталоном субъективных оценок, жизненных идеалов индивида выступают литературные герои, исторические деятели далёкого прошлого и т.д.

Референтные группы можно также подразделить на информационные, группы самоидентификации, ценностные, утилитарные.

Информационная референтная группа – это та группа людей, чьей информации мы доверяем. При этом неважно, впадаем ли мы в заблуждение или близки к истине. Главная черта такой группы состоит в том, что мы доверяем исходящей от неё информации. Эта группа проявляется в двух основных формах: группа носителей опыта и группа экспертов.

В качестве группы носителей опыта могут выступать люди, испытавшие на себе, например, определённый товар или услугу. Мы обращаемся к их индивидуальному опыту, чтобы подтвердить или опровергнуть сомнения относительно планируемой покупки.

В качестве группы экспертов могут выступать специалисты в определённой области. Такая группа рассматривается окружающими как наиболее сведущая в конкретной области, поскольку суждение экспертов точнее всего отражает реальные качества явления, товара, услуги. Оценка эксперта способна резко изменить цену товара.

Так, большинство картин покупается дилетантами, так как искусствоведение – это особая наука, требующая длительной профессиональной подготовки, которая в конечном итоге не ведёт к богатству. Те же, кто имеет достаточно денег, чтобы покупать ценные картины, не могут, как правило, совмещать свою доходную деятельность с серьезным изучением искусства.

Поэтому одна и та же картина, выставленная на Арбате или на престижной выставке, имеет совершенно разную цену: в первом случае это товар без сертификата качества, во втором – допуск на престижную выставку является для дилетантов таким знаком. Лишь эксперт не нуждается в чужом заключении для выбора товара, который он может профессионально оценить.

Референтная группа самоидентификации – это группа, к которой индивид принадлежит и находится под прессом её норм и ценностей. Группа прямо или косвенно вынуждает его придерживаться такого стиля поведения, в том числе и потребления, который рассматривается как «подобающий» для члена данной группы, и избегать такого стиля, который считается в ней «неприличным», «странным».

Ценностная референтная группа – это реальная или мнимая группа людей, которые рассматриваются индивидом как яркие носители, выразители тех ценностей, которые разделяет и он. Поскольку эта группа не просто втайне сочувствует этим ценностям, а активно их исповедует через свой стиль жизни и гораздо дальше продвинулась по пути реализации этих ценностей, то индивид подражает этой группе. Чаще всего в роли такой группы выступают «звёзды» спорта, кино поп-музыки, выдающиеся деятели той сферы, к которой тяготеет данный индивид.

Утилитарная референтная группа – это группа, которая располагает арсеналом позитивных и негативных санкций, то есть, способна как наградить, так и наказать индивида.

Служащий учреждения одевается так, как нравится начальнику, дабы не раздражать его и не создавать препятствия для своей карьеры. Юноша подбирает такой стиль поведения, который вызывает симпатию если не у всех, то у избранной части девушек или даже одной, но самой лучшей. Девушки в данном случае выступают как утилитарная референтная группа, располагающая таким арсеналом позитивных и негативных санкций, как явные и скрытые проявления симпатии, любви, антипатии, презрения.

Келли, исследуя феномен референтной группы, выделил её основные функции. Нормативная функция референтной группы проявляется в том, что эта группа является источником норм поведения, социальных установок и ценностных ориентации индивида.

Так, маленький мальчик, желая скорее стать взрослым, пытается следовать нормам, принятым в среде взрослых, а эмигрант, приезжающий в другую страну, старается как можно быстрее освоить правила поведения коренных жителей, чтобы не быть «белой вороной».

Сравнительная функция референтной группы проявляется в том, что референтная группа выступает в качестве эталона, с помощью которого индивид может оценить себя и других. Если, например, ребёнок воспринимает реакцию близких и верит их оценкам, то более зрелый человек отбирает отдельные референтные группы, идентификация с которыми для него желательна либо нежелательна.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: