Групповая коммуникация и лидерство

Одной из важнейших проблем во многих группах является коммуникация. Под коммуникацией понимается процесс передачи информации. Не все методы передачи информации, её получения и распределения между индивидами могут приводить к эффективной работе группы. Многие из них отрицательно сказываются на сплочённости группы и возможности совместных действий.

Вследствие увеличения размера группы среди её членов проявляется тенденция все меньше общаться друг с другом и чаше обращаться к лидеру,роль которого возрастает. В то же время в группе более пяти человек лидер, как правило, обращается ко всей группе в целом, а не к отдельным её членам. Лидер становится центром коммуникации, он осуществляет приём и передачу информации.

Во время семинара небольшой группе студентов легче обмениваться мыслями между собой и с профессором, чем представителям обширной аудитории на лекции. На лекции говорит только профессор, сообщающий информацию всей группе в целом.

В больших и малых группах способы распределения власти тесно связаны с характером коммуникации, А.Бавелас, Г.Ливитт, исследуя проблему коммуникации, обнаружили, что некоторые способы коммуникации эффективнее,чем другие.

Г.Ливиттсоставил несколько групп из пяти человек и каждой дал список символов. В распоряжении каждого члена группы было несколько символов, причём несколько одинаковых имелись у всех. Группе было дано задание найти общие для всех символы. Членам группы не разрешалось говорить между собой, но они могли передавать друг другу записки.

Г.Ливитт расположил группы таким образом, что записки можно было передавать четырьмя различными способами: по «кругу», по «цепочке», по «колесу» («штурвалу»), по «V». Г.Ливитт обнаружил, что способ «колесо» (когда общепризнанный лидер занимает центральное положение), по-видимому, позволяет наиболее успешно решать проблемы.В данном случае исключается общение членов группы между собой. Они могут контактировать только с лидером в центре «колеса» («штурвала»), который получает информацию ото всех, перерабатывает её и выдаёт управленческие решения.

Для выполнения творческих работ,где должно соблюдаться относительное равенство при принятии решений, очень хорош способ коммуникации «круг». Ни один из членов группы не перегружен информацией, каждый находится в равном положении и может получить информацию от любого члена группы, кроме того, здесь возможна и обратная связь.

В результате изучения возможностей лекционного метода и метода дискуссий в студенческих группах было установлено, что для заучивания лучше всего использовать чтениелекцийдля больших групп, по аналогии со способом коммуникации типа, «штурвал»,а для стимулирования самостоятельного мышленияв большей степени подходит дискуссионный метод, аналогичный способу коммуникации типа «круг».

Г.Ливитт установил, что способы коммуникации типа «V» и «цепочка»менее эффективны, поскольку члены группы занимают разное положение по отношению к центру и, соответственно, к лидеру: члены группы, которые оказались на краю, были менее удовлетворены, чем те члены, которые находились в центре системы коммуникации. В современном обществе, в котором ярко выражено стремление к самостоятельности, социальному признанию и успеху, не выгодно занимать положение, ограничивающее самостоятельность действий (имеется в виду периферийное положение).

Одной из динамических характеристик группы является система социальных ролей. Исследователи группового поведения отмечают, что система взаимосвязанных ролей подвержена постоянному изменению. При этом меняется не только содержание играемой роли, но и её значимость по отношению к другим ролям. В группах существуют роли, наиболее значимые по отношению к остальным, такими можно признать роли лидеров.

Лидер проявляется в том случае, если члены группы признают деятельность какого-либо индивида наиболее значимой, а его вклад в деятельность группы наиболее ценным. При этом речь идёт только о пользе для группы в целом. Индивид может обладать исключительными личностными качествами, но не быть лидером, если его деятельность не приводит к существенному повышению эффективности деятельности группы в целом.

Американские исследователи Роберт Бэнлс и Филипп Слэйтерпровели серию экспериментов, которые должны были выявить роль лидера в группе, а также условия эффективной деятельности лидера. Они образовали несколько групп из студентов-юно шей Гарвардского университета. Члены каждой группы должны были несколько раз проводить собрания и выступать в роли руководителей, стремящихся достичь общего решения. Обсуждение продолжалось 40 минут, а затем группе давали задание «принять общее решение». В это время за испытуемыми наблюдали. В конце каждой сессии членам группы задавали следующие вопросы:

1. Кто внёс наилучшие предложения для решения проблемы? Пожалуйста, назовите этих лиц по порядку в соответствии с ценностью высказанных ими идей. Включите себя.

2. Кто в наибольшей степени руководил дискуссией и способствовал её эффективности? Пожалуйста, назовите этих лиц по порядку. Включите себя.

3. В какой мере вы почувствовали личную симпатию к каждому из других членов группы? Оцените каждого из них по шкале (от 0 до 7), где «0» означает: «Я отношусь к нему нейтрально», а «7» подразумевает: «Он мне очень нравится».

4. В конце последнего собрания, учитывая результаты всех сессий, подведите итоги и определите, кто из членов группы, по вашему мнению, проявил себя как лидер во время дискуссии? Как вы оцениваете роль других членов группы? Включите себя.

В ходе собраний исследователи регистрировали негативные и позитивные эмоциональные реакции каждого члена группы. Они также отмечали, в какой мере каждый участник эксперимента задавал вопросы или вносил предложения по решению проблем, стоящих перед группой.

По ходу собраний стала выявляться поразительная картина. Наблюдатели и члены группы одновременно отметили возникновение двух типов лидеров. Один был лидером в инструментальном смысле, он организовывал и направлял действия членов группы, проявлял активность в смысле ориентации группы, обмена мнениями и внесения предложений. Второй тип относился к лидерам экспрессивного характера, он демонстрировал умение лидера создать эмоциональный настрой группы, обеспечить высокую мотивацию у членов группы по решению групповой задачи. Такого лидера высоко ценили в группе.

Р.Бэйлс и Ф.Слэйтер выделили два типа лидеров:инструментальный («идейный вдохновитель») и экспрессивный («самый уважаемый»). Исследователи обнаружили, что в любой данной группе один и тот же человек никогда не является одновременно идейным лидером и самым уважаемым. Более того, эти два лидера склонны взаимодействовать друг с другом в большей мере, чем с другими членами группы.

При этом взаимодействие происходит скорее на основе взаимной поддержки, а не конкуренции. Таким образом, складывается модель двойного лидерства. Один лидер руководит деятельностью группы, а другой – имеет дело с её эмоциональными потребностями. Осуществляя данные функции, два лидера неосознанно создают своего рода коалицию.

Маргарет Филлипс обобщила результаты исследования Р.Бэйлса и Ф.Слэйтера, Она считает, что инструментальный и экспрессивный аспекты жизни группы оказывают важное влияние на её успех. Инструментальный аспект связан со стремлением к достижению цели, с решением задачи; экспрессивный аспект определяет эмоциональное удовлетворение группы. М.Филлипс предполагает, что центральную роль в инструментальном аспекте играет так называемый «лидер-отец», в то время как экспрессивный аспект сосредоточен вокруг «лидера-матери», причём совсем не обязательно, чтобы «лидером-отцом» был мужчина, а «лидером-матерью» – женщина.

Различают два пути формировании и социально-психологического оформления группы.

Первый путь предполагает принятие каждым новым членом группы уже существующих норм групповой жизни. Это не столько проблема образования группы, сколько «подключения»к ней нового члена. В этом случае исследуется феномен давления группы на индивида, подчинения его группой.

Второй путь предполагает процесс становления групповых норм и ценностей при условии одновременного вступления в группу многих индивидов и последующее все" более полное принятие этих норм, разделение всеми членами группы групповых целей. В этом случае речь идёт о феномене групповой сплочённости.

Феномен группового давления получил в социальной психологии наименование «конформизм». Само слово «конформизм» имеет в обычном языке совершенно определённый смысл и означает «приспособленчество». Поэтому в социально-психологической литературе чаще говорят не о конформизме, а о конформности или о конформном поведении, имея в виду чисто психологическую характеристику позиции индивида относительно позиции группы, принятия им определённого стандарта поведения или мнения, свойственного группе, подчинение индивида групповому давлению.

Внешняя конформность, когда мнение группы принимается индивидом лишь внешне, а на деле он продолжает ему сопротивляться.

Внутренняя конформность, когда индивид действительно принимает мнение большинства.

Соломон Эшпровёл ряд важных исследований относительно воздействия группы на поведение её членов. Основной вопрос, на который необходимо было найти ответ, состоял в выявлении того, в какой мере люди склонны подчиняться требованиям группы.

В первом эксперименте С.Эша участвовало восемь человек (ассистентов экспериментатора), которых заранее ознакомили с характером эксперимента и требованиями, предъявляемыми к ним, и один испытуемый, которому ничего не сообщили. Всем было дано задание сравнить один отрезок с тремя другими – различной длины. Каждый член группы должен был сказать всей группе, какой из трёх отрезков соответствует по длине первому. Ассистентов экспериментатора проинструктировали дать неправильный ответ. Таким образом, испытуемый, заранее не получивший никакой информации, должен был неожиданно оказаться в меньшинстве среди людей, которые были не согласны с его мнением.

С.Эш с удивлением обнаружил, что две третьих испытуемых отказались изменить своё мнение, хотя на них оказывали давление. С.Эш описал некоторые типы поведения этих диссидентов. Некоторые испытуемые продолжали отстаивать свою точку зрения, в то время как другие становились неуверенными и обескураженными. Одна треть испытуемых полностью изменила свою точку зрения, чтобы отвечать требованиям большинства.

Второй эксперимент предполагал включение в каждую группу двух других испытуемых. Обнаружилось, что, если человек ощущал хотя бы минимальную поддержку, воздействие со стороны группы значительно понижалось.

Впоследствии эксперимент был организован таким образом, что партнёр, оказавший поддержку диссиденту, неожиданно отказывался от своего мнения и присоединялся к большинству. Испытуемый, которому ничего не сообщали о характере эксперимента, снова оказывался в полном одиночестве. В этом случае восстанавливалась власть группы над индивидом. Далее С.Эш варьировал численность большинства: группа, не разделявшая мнения испытуемого, включала от 2 до 16 человек. С.Эш обнаружил, что даже незначительное большинство (примерно 3 человека) стимулирует эффект конформизма.

В исследованиях конформности обнаружилась ещё одна возможная позиция – это позиция негативизма (нонконформизма). Когда группа оказывает давление на индивида, а он во всём сопротивляется этому давлению, демонстрируя, на первый взгляд, крайне независимую позицию, во что бы то ни стало отрицая все стандарты группы, то это и есть случай негативизма. Но лишь на первый взгляд негативизм выглядит как крайняя форма отрицания конформности.

В действительности негативизм не является подлинной независимостью. Напротив, можно сказать, что это есть специфический случаи конформности, так называемая конформность «наизнанку»: если индивид ставит своей целью любой ценой противостоять мнению группы, то он фактически вновь зависит от группы, ибо ему приходится активно продуцировать антигрупповое поведение, позиции и нормы.

Второй стороной проблемы формирования малой группы является, как было отмечено выше, проблема групповой сплочённости. Групповая сплочённость предполагает понимание группы как некоторой системы межличностных отношений, имеющих эмоциональную основу. В русле социометрического направления сплочённость прямо связывалась с таким уровнем развития межличностных отношений, когда в них высок процент выборов, основанных на взаимной симпатии.

Фестингер предложил иной подход к пониманию групповой сплочённости. Сплочённость он анализировал на основе частоты и прочности коммуникативных связей.Буквально сплочённость определяется как «сумма всех сил, действующих на членов группы, чтобы удерживать их в ней». Эти силы могут способствовать привлекательности группы для индивида, а также удовлетворённости индивида своим членством в группе.

Ньюком рассматривает сплочённость с помощью понятия «согласия». Согласие возникает в группе тогда, когда у членов группы возникают сходные ориентации по отношению к каким-либо значимым ценностям. Помимо коммуникативных связей, согласия относительно общей для группы системы ценностей, развитию сплочённости способствует совместная деятельность.

Выводы и ключевые идеи

Социальные группы являются формой объединения людей на основе взаимодействия между ними, определения условий членства и признаков идентичности. Каждый человек всегда включен в какую-либо социальную группу, как правило, он является одновременно членом нескольких социальных групп. Членство в социальной группе позволяет человеку действовать эффективно в социальной среде, удовлетворять свои основные потребности, а в случае необходимости, получать поддержку и помощь со стороны членов своей социальной группы.

Все многообразие социальных групп может быть классифицировано по нескольким признакам. Наиболее распространенной является классификации по числу членов, где все группы делятся на большие (существуют для достижения какой-либо цели, отношения формализованы) и малые (отношения носят непосредственный характер).

Также принято выделять референтные группы. Данная классификация позволяет исследовать поведение человека в соответствии с его ценностными предпочтениями, определить ориентацию на эталоны в поведение.

Процесс становления социальных групп может протекать двояко: либо включением новых членов в уже существующую группу, где действует феномен группового давления; либо образованием новой, с новой системой норм и ценностей, где проявляется феномен групповой сплоченности.

Длительно существующие социальные группы невозможно без определенного подчинения членов группы общим нормам и ценностям. То есть поведение каждого члена группы должно быть конформным.

В процессе становления и развития социальной группы в ее рамках складывается определенная система социальных роле. Данная система подвержена изменениям. Изменяется как степень значимости той или иной роли для группы, так и ее содержание. Особое значение для существования группы приобретают трансформации содержания и характера роли лидера.

Задания к Теме 6.

Задание 6.1. Напишите основные причины, заставляющие людей объединяться в группы, и их названия

Причина объединения людей в группы Название группы
   
   
   

Задание 6.2. Перечислите типы групп. Назовите группы, в которые Вы входите, к какому типу они относятся?

Задание 6.3. Группы с четным или нечётным количеством членов являются более устойчивыми? Почему?

Задание 6.4. Заполните схему.

 
 


Задание 6.5. Что такое «референтная группа»? Какая группа является для Вас референтной? Проанализируйте к какому типу референтных групп она относится?

Задание 6.6. Изобразите графически возможные типы внутригрупповой коммуникации. Подчеркните наиболее эффективные.

Задание 6.7. Впишите характеристики:

Лидер-отец Лидер-мать
   
   
   
   

Задание 6.8. Заполните схему:

       
 
конформизм
   
 


противоположность


Библиографический список

Основная литература:

1. Смелзер Я. Социология: пер. с англ.– М.: Феникс, 1994.– С. 130–168.

2. Социология группы / Сост. О.Л.Лейбович.– Пермь: Зап.-Урал. учеб, науч. центр, 1994.–С. 15–70.

Дополнительная литература:

1. Антипина Г.С. Теоретико-методологические проблемы исследования малых социальных групп. – Л., 1982.

2. Андреева Г.М. Социальная психология групп. – М., 1996.– С. 137–235.

3. Взаимодействие личности и общества в системе социального контроля // Социальная психология личности. – М., 1979. – С. 138–165.

4.Фатхуллин Н.С. Малая социальная группа как форма общественного развития. – Казань. 1989.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: