Психологическая концепция

Поскольку психология, различные эмоциональные состояния человека, их проявления являются непосредственными состояниями биологического организма человека, то психологическую концепцию и фрейдизм, как наиболее ее яркое выражение, следует рассматривать как один из вариантов биологической концепции возникновения религии.

Один из основателей психологии религии – американский философ – прагматик У. Джеймс (1842-1910) рассматривал психику человека как форму активности организма и средство, направленное на адаптацию к среде обитания. Он объяснял религию продуктом индивидуальной психики человека и подразумевал под ней совокупность чувств, действий и опыта отдельной личности, которая коренится в эмоциональной сфере психики индивида: «… чувство есть глубочайший источник религии, а философские и богословские построения являются только вторичной надстройкой, подобной переводу подлинника на чужой язык».2

У. Джеймс вскрыл и анализировал такие религиозные феномены, как мистические видения, экстатические состояния, экзальтированные созерцания, галлюцинации и др., составляющие в совокупности религиозный опыт. При этом относительно религиозных чувств, Джеймс утверждал, что в них нет ничего специфически религиозного. Например, религиозная любовь – это лишь присущее всем людям чувство любви, только обращенное на религиозный объект; религиозный страх – это обычный трепет человеческого сердца, но связанный с идеей божественной кары и т.д. Одновременно с этим он подчеркивал элемент полезности религии, утверждая, что общей психологической функцией всех религий является переход от душевного страдания к постепенному освобождению от него, что религия обладает чудесной властью превращать самые невыносимые страдания человеческой души в самое глубокое и самое прочное счастье.

Крупный французский философ, социолог и психолог Л. Леви-Брюль (1857-1939) – исследовал эту проблему с точки зрения коллективной психологии различных социально-исторических типов общества, которым соответствуют различные формы мышления. Так, первобытное мышление является мистическим и носит характер коллективных представлений, которые служат основанием религиозных представлений и институтов, передающихся из поколения в поколение и навязывающихся обществу и отдельным личностям, пробуждая в них чувства страха, уважения в отношении к объектам поклонения и почитания. Эти процессы не подчиняются каким-либо логическим законам. Что же касается цивилизованных обществ, то здесь мышление анализирует объект веры рационально - логически. Однако, если подчиняться логической дисциплине, то здесь человек противопоставляет себя богу. Соответственно, Леви-Брюль не видит в этом надобности для верующего, чувствующего себя соединенным с богом.

Однако, в научном религиоведении психологическую концепцию, как таковую, принято связывать с именем великого австрийского психолога, невропатолога и психиатра, современника Леви-Брюля, Зигмунда Фрейда (1856-1939). Фрейд, применяя к исследованию религии принципы психоанализа, воссоздал следующую концептуальную схему: основу психики индивида составляет бессознательное – «Оно», которое является психическим представителем «первичных влечений» - природного биологического начала, это: влечения к жизни – сексуальные и влечения к самосохранению (Эрос), а также влечения к смерти, к разрушению (Танатос). В сфере «Оно» доминируют сексуальные влечения. Под влиянием общества, предъявляющего индивиду систему табу (запрет), формируется «Я» («Эго») – сознание, которое соизмеряет деятельность «Оно» с принципом реальности.В ходе социализации формируется еще одна структура – «Сверх – Я» (супер–Эго), в которой оформляетсяется внутренний, осознанный план действий, обусловленный моральными требованиями, идеалами, предписаниями и запретами. Она воспроизводит в личности ту функцию, которую выполнял родитель или воспитатель в первом периоде жизни индивида. Стремящиеся к осуществлению бессознательные влечения наталкиваются на сопротивление сознания, происходит их вытеснение. «Я» оказывается под влиянием «Оно», с одной стороны и «Сверх – Я» - с другой. Стремясь примирить эти тенденции, «Я» постоянно терпит неудачу, а потому оказывается «льстецом», «оппортунистом», «лжецом». Развивается чувство страха и вины, а вытеснение влечений чревато появлением невроза. Таким образом, по Фрейду, невроз – это индивидуальная религиозность, а религия в целом – универсальный коллективный невроз. (Расклад: И.Н. Яблоков. Основы религиоведения, с. 41).

Для полноты понимания отметим, что «невроз» - это нервно-психическое заболевание, развивающееся под влиянием тяжелых переживаний, стрессов, психического перенапряжения (неврастения, истерия, психастения и др.).

Таким образом, Фрейд, рассматривая религию как средство защиты от опасности индивидуального невроза, считает ее также общечеловеческим навязчивым неврозом, который подобно детскому неврозу коренится в Эдиповом комплексе, выражающемся в эмоциональной привязанности мальчика к своей матери и двойственном отношении к отцу: испытывая влечение к матери, мальчик одновременно ненавидит и любит отца. И религия коренится в Эдиповом комплексе сына, который вследствие такой двойственности чувств, хотя бы в воображении готов убить отца, чтобы занять место рядом с матерью.

«Психоанализ, - пишет З. Фрейд, - познакомил нас с тесно й связью между комплексом отца и верой в Бога, показал, что личный Бог – не что иное, как возвеличенный отец…»1

Помимо внутренних инстинктивных сил, возникновение религии Фрейд связывал с беспомощностью человека перед противостоящими ему силами природы; человек видел в религии арсенал представлений, порожденных потребностью сделать человеческую беспомощность легче переносимой. Религиозную веру он считал иллюзией, поскольку к ее мотивировке применено исполнение желаний и утверждал, что под влиянием рационального начала человек со временем расстанется с религией и обретет чувство реальности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: