Теологическая концепция

Эта концепция, называемая иначе теорией прамонотеизма, возникла в 90-е годы XIX в. в борьбе с анимистической теорией, поскольку она опровергала по сути дела библейско-церковную концепцию.

Клерикальные круги выдвинули в противовес анимистической теории свою теорию – первобытного монотеизма. Впервые она была сформулирована английским ученым Э. Лэнгом в 1898г. – сторонником анимистической теории. Лэнг обратил внимание на образы небесных богов в религиях некоторых отсталых народов и пришел к мысли, что эти образы имеют какое-то независимое от анимизма происхождение. По сути дела Лэнг выдвинул концепцию исконной веры в небесного бога-отца. Позднее, спустя десятилетие, автор теологической концепции, крупный ученый и, одновременно, католический патер Вильгельм Шмидт подхватил эту идею, квалифицировав ее как подлинный «переворот в науке о религии»,1 всю свою деятельность и труды в последующем посвятил обоснованию и пропаганде учения о «первобытном монотеизме». Эта деятельность Шмидта вылилась в 12-томный труд «Происхождение идеи бога». Сама проблема была вызвана к жизни обнаружением в результате Великих географических открытий и позднейших завоеваний европейцами огромного количества племен и народов и открытия столь же большого количества различных, порою абсолютно не похожих друг на друга, религий. В связи с этим возникала парадоксальная ситуация: наличие множества религий, по меньшей мере, ставила под сомнение идею единого бога, и надо было спасти положение. Исследовав огромный этнографический материал, его религиозную составляющую в особенности, В. Шмидт, совершенно произвольно подбирая и группируя подходящие, более или менее правдоподобные материалы, пытался обосновать и доказать истинность идеи первобытного монотеизма.

Основной вывод Шмидта состоит в следующем: древнейшие культуры, представленные ныне пигмеями, тасманийцами, австралийцами и другими народами, отличались в числе других особенностей, также наличием представления о едином боге, верховном существе, создателе мира и людей; это был чисто моральный образ, лишенный мифологических черт и составлявший предмет религиозного почитания; другие, более грубые формы верований – магия, анимизм, фетишизм и прочие – еще не существовали. Более поздние культуры, наслаивавшиеся на эту первоначальную культуру, принесли с собой элементы более низменных и грубых представлений, затемнивших исконный морально-чистый образ бога: это были тотемизм и связанная с ним солярная мифология, позже – лунарная мифология и пр. Поэтому почти у всех современных народов, даже у самых отсталых, образ верховного бога выступает не в первоначальном чистом виде, а в смешении с мифологическими чертами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: