Элементы и структура религии

Под элементами религии следует понимать важнейшие взаимосвязанные, составляющие весь религиозный комплекс, части. Структура же религии подразумевает внутреннее иерархическое построение, аналогичное, как правило, государственной или иной светской организации.

В развитых религиозных системах выделяются следующие важнейшие элементы религии:

- религиозное сознание,

- религиозная деятельность,

- религиозные отношения,

- религиозные организации.

В основе религиозного сознания лежит вера в сверхъестественное. В целом она включает веру в сверхъестественные существа, связи между явлениями и процессами, сверхъестественные качества и свойства, приписываемые реальным природным объектам. Понятие «сверхъестественное», с точки зрения богословия и верующих людей, обозначает нечто, не подчиняющееся законам природы, общества и мышления, противостоящее земному, реальному и выпадающее из цепи причинно - следственных связей и зависимостей. Важнейшим признаком или критерием религиозного сознания является религиозная вера, которая включает в себя знания и, принятые в качестве истинных, религиозные идеи, представления, мифы, легенды и предания.

Религиозная вера рассматривается различным образом: по одной традиции - это неотъемлемое свойство человеческой души, по другой - дарованное богом человеку благодать - особая божественная сила, ниспосылаемая человеку, чтобы он мог преодолевать греховность и обрести спасение в загробном мире. Вера объявляется также высшим проявлением человеческого сознания, нравственной ценностью, более высокой, чем разум, формой познания.

Центральной идеей религии является идея бога. Религиозная вера включает также идеи: бессмертия души, предопределения судьбы человека богом; представления о сотворении мира и человека, величественные и вызывающие восхищение в воображении описания рая, страшные, вызывающие страх и отчаяние картины ада и многое другое, затрагивающее интересы и чаяния человека.

Следует также отметить, что религиозная вера предполагает особое эмоциональное отношение к сверхъестественному: верующий человек не только верит в его реальность, но и эмоционально переживает свое отношение к нему, что обусловлено верой в существование двусторонних отношений между человеком и сверхъестественным, и что оно может влиять на его жизнь, судьбу.

Религиозная деятельность, или религиозный культ, является одним из важнейших элементов религии и представляет собой практическую реализацию самой религии в повседневной жизни. В сущности своей культ - это совокупность символических, преимущественно, магических действий, с помощью которых верующие пытаются воздействовать на сверхъестественные и реальные объекты. Это: различные обряды, ритуалы, богослужение, молитвы, жертвоприношения, паломничество, посты и др. Культ включает в себя также материальные объекты и предметы: храмы, святилища, священные реликвии и др.

Основным смыслом и содержанием этих действий является стремление человека достичь желаемых ему результатов или предотвратить различные бедствия и невзгоды. В этом плане любые действия религиозного характера направлены к соответствующим данной религии сверхъестественным силам или высшим существам. Например, в шаманизме, шаман, якобы обладающий способностью общения с духами, с помощью экстатических танцев, пения, заклинаний, непонятных обычным людям звуков и слов, пытается оградить людей от их злонамеренных действий. В развитых религиях с представлениями о богах, управляющих судьбами мира и людей, возникает умилостивительный культ в виде молитв, направленных на то, чтобы задобрить богов, добиться их милости и помощи.

Религиозный культ, особенно коллективное его исполнение, способствует укреплению религии, сплочению общины верующих, тем более, что в культовой деятельности, например, в христианстве, широко используются богато украшенные храмы, причудливые, отделанные драгоценными камнями и металлами одеяния духовенства, музыка, пение, живопись и т.д., которые оказывают дополнительное религиозно - эстетическое воздействие на психологию верующих.

Религиозные отношения - это особые отношения людей, формирующиеся в процессе религиозной деятельности. Являясь сферой духовной деятельности, эти отношения определяются и реализуются в культовой, а также во вне культовой деятельности. Рассматривая их как взаимодействие субъекта и объекта, можно выделить два типа отношений: отношения между верующими индивидами и отношения между индивидами и сверхъестественным.

Внекультовые отношения, или деятельность между отдельными индивидами, группами людей или религиозными организациями, осуществляется в различных формах: в сфере материального производства, религиозно - художественном творчестве, в обмене информацией и т.д.

Отношение человека с объектом поклонения и почитания занимает важное место в религии. Оно вытекает не только из веры в реальное существование сверхъестественного, но и веры в возможность непосредственного общения с ним. Существует два основных вида такого общения: коллективное, которое выражается и осуществляется в различных коллективных обрядах богослужения, в церковных праздниках, массовых формах паломничества и т.д.

Индивидуальной формой общения является молитва, обращенная верующим непосредственно к богу. И хотя в реальности такое общение носит иллюзорный, односторонний характер, верующий человек уверен, что бог слышит его мольбы и просьбы о ниспослании блага и отвращении зла.

Религиозная организация - это объединение людей, возникающее на основе общности верований и обрядов и удовлетворяющее религиозные потребности верующих. В разные исторические эпохи религиозные организации, в зависимости от существующих религиозных представлений, степени их развитости, принимали и соответствующие формы. В первобытную эпоху примитивная религиозная организация совпадала и соответствовала родоплеменной структуре общества. В культе, который выражался в основном в жертвоприношениях духам природы, принимали участие все члены рода или племени.

С дальнейшим развитием общества, расширением производственной деятельности, социальной дифференциации, развитием и усложнением религиозных представлений и верований, появляется прослойка людей, возглавлявшая культовую деятельность: знахари, шаманы, колдуны, затем жречество. Постепенно за ними закреплялись эти функции, которые зачастую обретали наследственный характер.

Особое значение культ приобретает в монотеистических (единобожие) религиях, в которых усложняется организационная структура, расширяются функции служителей, усиливается борьба за чистоту вероучения, требования строгого соблюдения канонов и культовых действий.

С возникновением мировых религий возникают и соответствующие им церковные организации, с унифицированными, жестко фиксированными системами вероучения и культа, религиозная община делится на духовенство - профессиональных служителей культа, получивших специальную подготовку и рядовых верующих.

С течением времени, социальное расслоение общества, классовое господство, идеологические противоречия в самих религиозных системах и ряд других причин повлекли за собой многочисленные расколы в отдельных религиях, которые привели к возникновению противостоящих друг другу направлений, течений и сект - объединений верующих, противопоставлявших себя господствующей религиозной системе в целом. В современном мире сложилась такая ситуация, что ни одна традиционная религия не может назвать себя единой, цельной религией. В этой ситуации правомерно говорить о множественности религиозных организаций или объединений в системе одной, изначально базировавшейся на относительно цельной общности вероучения и культа религии, но со временем расколовшейся и размежевавшейся, но сохраняющей общее, исконное название.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: