Проблема возникновения религии

Этимология слова «религия» восходит к латинскому глаголу religare (связывать, соединять) или religere (перечитывать) и religio, обозначающее.культа. Хотя эти однокоренные термины ничего не дают для уяснения сущности и содержания понятия религии, поскольку в историческом процессе оно наполнялось новым содержанием, все же этот термин сохранился и укоренился в качестве общего названия религии как особой специфической формы общественного сознания: мировоззрения, миропонимания, мироощущения, мировосприятия.

Современные развитые религиозные системы включают в себя целый комплекс разработанных богословами, отраженных и санкционированных в священных писаниях и преданиях разнородных элементов. Важнейшими из них являются верования и представления, составляющие систему догматов; культ –совокупность религиозно – магических действий, специфические эмоциональные переживания, связанные с верованиями и культом; церковь, как общественный институт, объединяющий, на религиозной основе людей, считающих себя приверженцами данной религии и норм нравственности, получившие независимо от своего действительного происхождения оправдание и освященные в системе догматов данной религии.

Важнейшей особенностью и идейной основой всякой религии является вера в сверхъестественное, включающее в себя: различные существа, объекты, свойства и действия. Вера в реальное существование сверхъестественного, в беспредельное могущество, которым люди наделили его, и человек, поставив себя в полную зависимость от этого сверхъестественного, между тем обнаруживает необходимость вступить с ним в такие отношения, которые обеспечили бы его милость и благорасположение. И вся практическая деятельность, действия, выраженные в культе, в различных магических обрядах, ритуалах, поступках прежде всего направлены на умилостивление сверхъестественного с помощью которого люди пытаются хоть как-нибудь восполнить свое бессилие и ущербность перед стихийными природными и социальными факторами.

Возникнув в глубокой древности, религия развивается в соответствии с теми процессами, которые сопровождают человеческое общество и, так как источник религиозных представлений находится не на небесах, а в реальной жизни людей, то эта реальная жизнь и определяет характер религиозных представлений. Вместе с изменениями, происходящими в жизни, меняются и религиозные представления, они адаптируются под новые жизненные реалии.

Сложившаяся в данном обществе в определенную историческую эпоху обстановка может создавать не только питательную почву для появления новых верований или обновления старых, но и превратить наличную религиозную систему в мощную господствующую идеологическую силу. Чаще всего это происходит в периоды острых общественных кризисов, когда массами овладевают настроения страха, отчаяния и безысходности, а религия, как правило, всегда обещает им выход из создавшейся ситуации. Религиозная обстановка в постсоветском пространстве служит наглядным свидетельством, позволяющим утверждать истинность сказанного.

Между тем, как и любая другая система идей, представлений, взглядов и воззрений на мир религия подвержена трансформации и изменениям, более того она, подобно мифологии, как явление историческое, имеет преходящее значение.

Таковы в общих чертах историческое место и судьба всякой религии. Чтобы воссоздать предельно объективную картину, изучение религии, как и любого природного или общественно-исторического явления, должно начинаться с самых его истоков, причин породивших его и форм проявления. И эта задача в современных условиях приобретает особую актуальность.

Научные исследования и накопленный фактический материал в последние десятилетия позволили отодвинуть хронологические рамки эволюции и становления современного человека до 5 млн. лет. При этом ученым доподлинно удалось установить примерные рамки возникновения зачатков общественного сознания у первобытного человека, которые постепенно породили и первые примитивные религиозные представления. Важнейшим условием здесь явилось возникновение в результате расширения и усложнения практической деятельности людей в головном мозге очагов абстрактного или ассоциативного мышления. Этот фактор в свою очередь дал мощный толчок расширению производственной деятельности, передаче информации, укреплению социальных связей между людьми, способствовал постепенному осознанию человеком самого себя, формированию системы представлений об общих свойствах и связях окружающей действительности.

Таким образом, абстрагирующая деятельность человеческого познания ускорила процесс освоение окружающего мира. Однако, в силу ограниченности общественной практики, примитивности знаний об окружающей действительности, познавательная деятельность проистекала сложно и противоречиво. В результате чего происходит своего рода раздвоение сознания: с одной стороны, человек все глубже и полнее познает реальный мир, таким, каков он есть, открывает закономерности, приспосабливается к ним, и, одновременно, все шире использует все это в практической жизни, с другой стороны, человек невольно удаляется от реальности: все непонятное, недоступное его пониманию отражается в его сознании в фантастических образах и представлениях. Так формируется два типа сознания: научное и религиозное.

Проблема времени возникновения религии в некоторой степени остается дискуссионной. Однако большинство исследователей, опираясь на данные палеоантропологии, археологии, этнографии и других наук, а также верований народов, отставших в своем социально - культурном развитии, связывает ее появление с ранним родовым строем, сложившимся в эпоху верхнего палеолита, примерно 40-18 тысяч лет назад. Эту эпоху еще принято называть эпохой неандертальцев – антропологического типа людей, которые предшествовали кроманьонцам, т.е. современным людям. Исследование более тридцати обнаруженных учеными неандертальских захоронений, показали как наличие у них достаточно развитого головного мозга с центрами, контролирующими абстрактное мышление, так и признаки зачаточных, примитивных форм верований, которые вполне можно отнести к религиозным. В частности такие признаки, как географическая направленность тел погребенных, различные их положения: сидячее, скорченное, вытянутое, тела связывали. Встречаются также следы рассечения трупа. В более поздних захоронениях указанного периода находили предметы обихода, украшения, оружие, орудия труда, различные сосуды с пищей. Все это предназначалось для предполагаемого загробного существования покойника.

В дальнейшем, особенно в эпоху возникновения классовых обществ, стали строить грандиозные гробницы для царей, фараонов, различных сановников, с соответствующим роскошным содержимым, в том числе вместе с покойным хоронили его жен, рабов, наложниц, коней, колесницы, драгоценности и т.д. Таковы в основных чертах истоки возникновения первых религиозных представлений. Не останавливаясь подробно на различных формах этих примитивных верований первобытной эпохи отметим, что этот путь развития общественного сознания прошли практически все народы мира. Между тем следует отметить, что существуют и поныне отдельные, затерявшиеся в непроходимых джунглях племена, сохранившие архаический образ жизни и уровень общественного развития, были обнаружены даже племена, у которых совершенно отсутствовали какие-либо религиозные представления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: