Тема 10. Государственно-конфессиональные отношения в Украине

ПЛАН

 

10.1. Конфессиональная политика в Украине: история, законодательство,

принципы, приоритеты

10.2. Государство и регулирование межконфессиональных отношений

10.3. Социальное партнерство государства и религиозных организаций

 

10.1. Конфессиональная политика в Украине: история, законодательство,

принципы, приоритеты

В период Киевской Руси модель государственно-церковных отношений характеризовалась: автономностью и сотрудничеством княжеской и духовной власти.

В Великом княжестве литовском проводилась политика веротерпимости, однако после Брестской унии (1596) началось давление католицизма на православие. Украинский народ оказался разделенным по конфессиональному признаку между двумя церквами — православной и греко-католической.

В период казацкой республики была сформирована модель отношений, которая включала: приоритет православия, разделение духовной и светской власти гетманов, которые материально поддерживали православную церковь.

После соединения Украины с Россией православие получило статус господствующей конфессии. В Своде Законов Российской империи (1832) конфессии по объему привилегий распределялись по критерию законности образования той или иной конфессии на территории Российской империи; господствующее положение занимала РПЦ. 17 апреля 1905 г. был издан императорский указ «Об укреплении начал веротерпимости», предоставивший публично-правовой статус старообрядцам и допустившим смену вероисповеданий.

3 марта 1917 г. Центральна Рада предприняла меры по созданию национальной церкви (автокефалии) и ее украинизации. 14 июля 1917 г. Временное правительство издало Постановление о свободе совести, в котором говорилось: «Пользование гражданскими и политическими правами не зависит от принадлежности к вероисповеданию…». Директория 1 января 1919 г. провозгласила Декрет об автокефалии УПЦ — выход Украинской церкви из-под юрисдикции Московского патриархата и опеку государства над церковью.

Советская модель государственно-церковных отношений формировалась на принципах Декрета Совнаркома РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», провозглашенного 23 января 1918 г. Среди ограничений, которые накладывались Декретом, было положение о лишении церкви прав юридического лица и владения собственностью. В Декрете говорилось: «Каждый гражданин может исповедовать любую религию или не исповедовать никакой…», но на практике началась планомерная борьба против религии. Если Конституция 1918 г. провозглашала «свободу религиозной и антирелигиозной пропаганды», то Конституция 1924 г. гарантировала свободу исключительно антирелигиозной пропаганды. В 1925 г. был учрежден Союз воинствующих безбожников. Постановление ВЦИКа (Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета) и Совнаркома РСФСР «О религиозных объединениях» (8 апреля 1929 г.), значительно ограничило деятельность приходских общин. Конституции 1936 и 1977 гг. не внесли изменений в положение религиозных объединений. Конфессиональная политика советского государства смягчилась только в 1943—1961 гг. В начале 1960-х гг. за три года антицерковной кампании государство отобрало у РПЦ большинство монастырей, семинарий, две трети парафий. С приходом к власти Л. И. Брежнева почти на двадцать пять лет ситуация была заморожена. И хотя к этому времени православию на территории Украины был нанесен сильный удар, тем не менее, в условиях, когда деятельность УГКЦ была запрещена, а протестантизм находился под жестким контролем, православие оставалось наиболее влиятельной конфессий. В 1988 г. впервые на государственном уровне праздновалось 1000-летие Крещения Руси. Государство отказалось от политики регламентации религиозной сферы.

После выборов в местные советы 1990 г. к власти в Галиции пришли проуниатские силы, вслед за чем начались массовые захваты православных храмов. К концу 1991 г. у православной церкви было отобрано 597 приходов. По данным соцопроса, проведенного весной 1990 г. АН СССР, на тот момент доля униатов в Львовской области составляла 28 %, в Ивано—Франковской — 22, в Тернопольской — 12 %.

В 1991 г. был принят Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях» (с поправками 1993 г.). Закон был либеральным, но вскоре выявилась несоответствие Закона историческим, региональным и социальным особенностям конфессионального деления Украины. В 1996 г. была принята Конституция Украины, в которой было закреплено право граждан на свободу вероисповедания. На практике местные власти поддерживали ту конфессию, которая преобладала в регионе, что дало толчок множеству конфессиональных конфликтов. Пик «войны за храмы», которая затронула более тысячи приходов, пришелся на 1994 год.

Хронологический отрезок от начала трансформаций в зависимости от изменений религиозной динамики и конфессиональной политики можно разделить на шесть периодов.

Первый период (1988—1992) — от коренного изменения конфессиональной политики, принятия Закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях», возобновления деятельности УГКЦ и УАПЦ до образования УПЦ КП.

Второй период (1993—1997) характеризуется бурным открытием приходов, ростом числа религиозных организаций, развитием конфессиональных партий; была принята Конституция Украины, государство активно вовлекается в обостряющиеся конфессиональные конфликты. 21 июля 1997 г. подписан «Меморандум христианских конфессий Украины о неприятии силовых действий в межконфессиональных отношениях», ознаменовавший окончание периода «войны за храмы».

Третий период (1998—2004) наблюдался спад религиозной активности, стабилизировалась интенсивность регистрации общин, конфликты перешли в стадию затухания, формируется религиозная карта Украины. Сделаны шаги в направлении соблюдения Закона «О свободе совести и религиозных организациях», приостановлено вмешательство государства в процесс по ликвидации раскола в украинском православии, проведены мероприятия по развитию поликонфессиональности. Получил развитие конституционный принцип: ни одна религия не может быть признана государством как обязательная, что привело к снижению межцерковной напряженности, налаживанию отношений государства с УПЦ. В начале 2000-х гг. средством ослабления напряженности на религиозной почве и гармонизации отношений между государством и церковью становится взвешенная политика реституции (возврат церковной собственности). Указ Президента «О неотложных мероприятиях по окончательному преодолению отрицательных последствий тоталитарной политики бывшего СССР относительно религии и восстановления нарушенных прав церквей и религиозных организаций» от 21 марта 2002 г. впервые поставил вопрос о бюджетном финансировании работ, связанных с возвращением культового имущества. Украинское государство признало право религиозных организаций на национализированное ранее имущество, определило объекты реституции, разработало порядок их передачи верующим. Во исполнение этих актов религиозным организациям было возвращено 4 тыс. храмов, свыше 10 тыс. предметов культового и церковного употребления.

Четвертый период (2005—2009) — власть отдает приоритет УПЦ КП, УАПЦ, УГКЦ, форсируется решение проблемы создания поместной православной церкви.

Пятый период (2010 — 2013) — несмотря на отсутствие серьезных нарушений в обеспечении свободы совести и вероисповедания, оценки развития государственно-конфессиональных отношений принципиально разнятся: от «партнерства и паритета», данной представителями власти, до «нарастания кризиса», — религиозными экспертами и главами УПЦ КП, УАПЦ, УГКЦ.

    Шестой период начался с 2014 г., когда в условиях жесткого внутриполитического кризиса в Украине наблюдается обострение межконфессиональных отношений.

Нормативно-правовой основой обеспечения религиозной свободы в Украине выступают статьи 11, 24 и 35 Конституции и Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях». Кроме того, Украина подписала ряд международных документов, работающих как внутреннее законодательство.

Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях» от 23 апреля 1991 г., с изменениями и дополнениями 1993 г. гласит: «…право включает свободу иметь, принимать и изменять религию или убеждение по своему выбору и свободу единолично или вместе с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой…». «Осуществление свободы исповедовать религию или убеждение подлежит лишь тем ограничениям, которые необходимые для охраны общественной безопасности и порядка, жизни, здоровья и морали, а также прав и свобод других граждан, установленных законом и отвечающих международным обязательствам Украины». Закон запрещает установление «обязательных убеждений и мировоззрения». Закон устанавливает базовые принципы по отношению к религии и церкви:

· все религии, вероисповедания и религиозные организации являются равными перед законом;

· религиозные организации не выполняют государственных функций;

· религиозные организации имеют право принимать участие в общественной жизни, а также использовать наравне с общественными объединениями средства массовой информации;

· религиозные организации не участвуют в деятельности политических партий и не предоставляют политическим партиям финансовой поддержки, не выдвигают кандидатов в органы государственной власти, не ведут агитации или финансирования избирательных кампаний кандидатов в эти органы;

· священнослужители имеют право на участие в политической жизни наравне со всеми гражданами;

· религиозная организация не должна вмешиваться в деятельность других религиозных организаций, в любой форме проповедовать вражду, нетерпимость к неверующим и верующим других вероисповеданий;

· религиозная организация обязана соблюдать требования действующего законодательства и правопорядка.

    Религиозными организациями в Украине признаются: религиозные общины, управления и центры, монастыри, религиозные братства, миссионерские общества (миссии), духовные учебные заведения, а также объединения, которые состоят из вышеупомянутых религиозных организаций. Религиозные объединения представляются своими центрами (управлениями).

    Религиозная община является местной религиозной организацией верующих граждан одного и того же культа.

«Религиозные организации, руководящие центры которых находятся за пределами Украины, могут руководствоваться в своей деятельности установками этих центров, если при этом не нарушается законодательство Украины. Не регламентированные законом отношения государства с религиозными управлениями и центрами, в том числе, находящимися за пределами Украины, регулируются соответственно договоренностям между ними и государственными органами».

Статья 13. «Религиозная организация признается юридическим лицом с момента регистрации ее устава (положения)».

Статья 14. Регистрация уставов (положений) религиозных организаций: «Для получения религиозной общиной правоспособности юридического лица граждане в количестве не меньше десяти мужчин, которые образовали ее и достигли 18-летнего возраста, подают заявление и устав (положение) на регистрацию в областную, Киевскую и Севастопольскую городские государственные администрации, а в Республике Крым — в Правительство Республики Крым».

«Религиозные центры, управления, монастыри, религиозные братства, миссии и духовные учебные заведения подают на регистрацию устав (положение) к государственному органу Украины по делам религий».

Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях» 1991 г. сыграл важную роль в формировании качественно новой конфессиональной ситуации в стране, определил принципиально иные, в сравнении с советским прошлым, формальные параметры взаимодействия государства и религии в переходных условиях, предоставив практически полную свободу функционирования любым конфессиям — традиционным, исторически укорененным в Украине, и совершенно новым — зарубежным.

В настоящее время предполагается внесение изменений в действующий Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях» с целью приведения его в соответствие с рекомендациями Парламентской Ассамблеи Совета Европы от 5 октября 2005 г. Предполагается, в частности, расширить перечень форм религиозных организаций; разрешить создавать местные или региональные отделения религиозных организаций без статуса юридического лица, то есть представительства и филиалы; предоставить статус юридического лица религиозным объединениям.

На основании текста Закона можно выделить принципыи приоритеты конфессиональной политики.

Принципы:

· соблюдение естественных и неотъемлемых прав и свобод человека, одним из которых выступает принцип свободы совести;

· отделение церкви от государства и церкви от школы;

· равноправие всех конфессий по отношению к государству.

Приоритеты:

· соблюдение баланса личности, общества, государства;

· верховенство закона для всех субъектов политико-религиозных отношений;

· сохранение этно-религиозной идентичности;

· сохранение религиозной стабильности (внутрицерковной и межцерковной);

· приоритетом было заявлено и создание украинской церкви, однако его исполнение неоднократно приводило к обострению в межконфессиональных отношениях.

В 2004 г. Украинским Центром им. А. Разумкова разработана Концепция государственно-конфессиональных отношений в Украине, которая основана на понимании того, что «Общественной потребности в социально активной церкви, очевидно, в большей степени отвечает партнерская модель государственно-церковных отношений, которая бы обеспечивала сотрудничество государства и церкви в интересах общества — что в любом случае не противоречит формальному отделению церкви от государства и школы от церкви. Объединение усилий церкви, государства и общества в решении социальных проблем способствовало бы межцерковному взаимопониманию, гармонизации церковно-государственных отношений и укреплению авторитета церкви в обществе»[16]. В Украине растет число сторонников перехода от сепарационной к кооперационной (партнерской) модели.

    Партнерская модель государственно-конфессиональных отношений означает, что государство не вмешивается в жизнь церкви, но создает условия для совместного сотрудничества в интересах общества.

    Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях» изначально предполагал существование специального государственного органа, осуществляющего политику Украинского государства по отношению к религиозным организациям и оказывающего содействие последним в различных сферах социальной деятельности. После провозглашения Украиной независимости этот орган продолжал именоваться Советом по делам религий при кабинете министров Украины. После избрания президентом Украины Л. Кучмы Совет был упразднен (лето 1994), а его функции переданы Министерству по делам национальностей, миграции и культов, в составе которого было создано Управление по делам религиозных организаций. В октябре 1995 г. был создан Государственный Комитет по делам религий (с 2005 г. — Госдепартамент по делам религии в составе Минюста Украины). Согласно Закону «О свободе совести и религиозных организациях» государственный орган по делам религий был обязан:

· по просьбе религиозных организаций оказывать содействие достижению договоренности с государственными органами;

· оказывать содействие укреплению взаимопонимания и терпимости между религиозными организациями разных вероисповеданий;

· осуществлять регистрацию уставов (положений) религиозных организаций;

· подавать консультативную помощь государственным органам (Администрации Президента, Кабинету Министров, Верховной Раде) и религиозным организациям в применении законодательства;

· осуществлять контакты и координационные связи с соответствующими органами других государств;

· оказывать содействие участию религиозных организаций в международных религиозных движениях, форумах, деловых контактах с международными религиозными центрами и зарубежными религиозными организациями;

· обеспечивать религиоведческую экспертизу при участии представителей религиозных организаций и соответствующих специалистов.

    Однако в результате проведения административной реформы в 2010 г. Государственный комитет по делам национальностей и религий был упразднен. Его функции по регистрации религиозных организаций были переданы Государственной регистрационной службе Украины. Функции по реализации государственной политики в сферах религии, межнациональных отношений и защиты прав национальных меньшинств Украины перешли в компетенцию Министерства культуры Украины.

       С 16 октября 2012 г. вступили в силу новые поправки к Закону «О свободе совести и религиозных организациях».

    Согласно новой редакции статьи 13 Закона «религиозная организация признается юридическим лицом со дня её государственной регистрации». Это предусматривает обязательное прохождение процедуры госрегистрации в соответствии с Законом Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» в органах Государственной регистрационной службы Украины. Однако законодательные изменения не объяснили, в какой последовательности должны проходить регистрацию уставы (положения) религиозных организаций (статья 14 Закона).

    Новая редакция статьи 29 Закона наделила правом осуществлять государственный контроль за соблюдением законодательства о свободе совести и религиозных организациях Министерство культуры Украины и все другие министерства и государственные службы, агентства, инспекции; органы прокуратуры; местные государственные администрации (областные и районные); местные советы (областные, городские, сельские и поселковые), что вывело контролирующие полномочия за пределы действия законов, отсылая их к подзаконным актам (прежде всего, к указам Президента Украины).

    Изменения в статье 30 Закона закрепили в полномочиях Минкультуры официальное согласование возможности занятия проповеднической или другой канонической деятельностью, выполнения религиозных обрядов иностранными священнослужителями, религиозными проповедниками, наставниками, другими представителями зарубежных религиозных организаций, что создало ещё больше противоречий в нормативном регулировании деятельности в Украине иностранных священников, учителей и т. д.

    Министерство культуры было лишено полномочий:

· по просьбе религиозных организаций способствовать достижению договоренности с государственными органами и подавать необходимую помощь в вопросах, требующих решения этих органов;

· подавать консультативную помощь государственным органам в применении законодательства о свободе совести и религиозных организациях.

    Законодательные изменения сохранили разрешительный порядок проведения публичных мирных собраний верующими и религиозными организациями (ч. 5 статьи 21 Закона), что прямо противоречит статье 39 Конституции Украины.

    Вместе с тем, главной задачей взаимодействия религиозных организаций с Верховной Радой остается адаптация украинского законодательства к интересам религиозных организаций. В 2008—2010 гг. Представительство УПЦ в Верховной Раде решало задачи: социальной защиты служителей церкви и прав верующих; подготовки законодательной базы миссионерской деятельности церкви в направлениях медицины, социальной помощи, благодетельности. В 2010 г. министр юстиции А. Лавринович отсрочил внедрение ювенальной юстиции, внесены изменения в Налоговый кодекс, важные для православных граждан, которые по своим религиозным убеждениям отказались от принятия регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика. Одним из наиболее острых вопросов для верующих в 2012 г. было принятие законопроекта о внедрении биометрических паспортов и Единого госреестра Украины. Представители разных конфессий оценили закон как средство ограничения прав и свобод.

 

10.2. Государство и регулирование межконфессиональных отношений

Каждая конфессия, ввиду самой специфики религиозной сферы, стремится обосновать свою исключительность, добиться максимального распространения. Религиозные организации могут поддерживать те или иные политические силы, этно-конфессиональные группы.

В 1988 г. в Украине действовало 11 религиозных направлений, в рамках которых действовало 5 689 религиозных организаций. На 1 января 2013 г. представлено 55 религиозных направлений и 36 995 религиозных организаций. Сформировались основные религиозные доминанты: православие, греко-католичество, поздний протестантизм.

В процессе функционирования между религиозными организациями могут возникнуть конфликты по экономическим и другим вопросам. В 1990-х гг. возникновение конфессиональных конфликтов было вызвано переделом георелигиозной карты, культовых сооружений, связано с политизацией конфессиональной сферы и государственным протекционизмом отдельным религиозным организациям.

Внутриправославный конфликт политизация раскола в православии, попытки государства создать поместную церковь — стали самым значительным политико-конфессиональным конфликтом. Конфликт усугублен соперничеством за Украину Московского и Константинопольского патриархатов. Актуальным остается решение имущественных вопросов: с позиции УПЦ, УПЦ КП должна вернуть захваченные храмы и другие объекты собственности.

Течение конфликта зависит также от состояния российско-украинских отношений. В течение 1991—1994 гг. шло интенсивное перераспределение зон влияния церквей. В 2005—2010 гг. старые конфликты перешли в активную фазу. Президент В. Ющенко предпринял беспрецедентные усилия по созданию поместной церкви, однако они не увенчались успехом. В феврале 2014 г. в ситуации резкого обострения внутриполитического положения в Украине, были предприняты попытки захвата Киево-Печерской и Почаевской лавр. На священноначалие УПЦ оказывалось жесткое давление с целью объединения (по инициативе УПЦ КП) в единую поместную церковь. Синод УПЦ создал комиссию, ответ которой — только на канонических началах.

Между православными и католиками — конфликт, корни которого были исторически заложены Брестской унией. В первой половине 1990-х гг. УГКЦ активно участвовала в «возврате» церковного имущества от УПЦ в западных областях Украины — около 90 % всех зарегистрированных конфликтов между греко-католиками и православными касались имущественных вопросов. Конфликт является основной проблемой в отношениях между МП и РКЦ.

Конфликт между РКЦ и УГКЦ носит характер «стратегической конкуренции» среди украинцев церквей латинского и греческого обрядов. Руководство УГКЦ требует от Рима официального признания греко-католического Патриархата, распространения юрисдикции УГКЦ на униатские епархии за рубежом (управляются ватиканской конгрегацией Восточных церквей), снятия ограничений для пастырской работы в диаспоре состоящих в браке священников УГКЦ, возврата Мукачевской епархии Львовскому архиепископату.

Между православием и исламом в Украине почвы для собственно межконфессионального конфликта нет.

Внутри иудаизма конфликт длился с 1990 по 1998 г., когда в Харькове переподчинение реформатской синагоги Хабад-Любавич завершилось ее поджогом.

Конфликт между неорелигиями [17] и традиционными конфессиями, между неорелигиями и обществом можно отнести к понятию религиозного конфликта. Так, 10 ноября 1993 г. Вселенская церковь «Великое Белое братство» (основана в 1991 г. в Киеве) «назначила» конец света, предсказанный Марией Дэви Христос (Мария Цвигун). Члены Братства пытались захватить Софийский собор в Киеве и устроить там массовое самоубийство, предотвращенное службами охраны правопорядка.

В 2005 г. члены организации «Посольство Божие» (активно участвовавшей в событиях Майдана 2005 г.) в Крыму осквернили православный храм. Несмотря на наличие фактов отрицательного воздействия  неорелигий  (против пастора «Посольства Божьего», С. Аделаджи, было открыто уголовное дело), в законе Украины «О свободе совести и религиозных организациях» отсутствует определение «неорелигия».

    Очевидно, основной ошибкой государственно-конфессиональной политики в 1990—2000-х гг., постоянно политизировавшей религиозную ситуацию, было стремление создать политическую нацию и обеспечить территориальное единство Украины путем создания «единого духовного пространства», ассоциируемого с наличием единой церкви. Игнорировалось при этом исторически сложившееся этническое, языковое, культурное, конфессиональное многообразие населения Украины, унификация которого постоянно вызывала социальное и политическое напряжение. Именно это «духовное единство» стало полем идеологических спекуляций, на почве которых и происходила политизация религии. В результате, к исключительно межконфессиональным мотивам противостояния добавлялись идеологические, которые подбрасывались церквам со стороны политиков, «общественников» и некоторых клерикалов. Как, например, церковно-этническая идеологема, которая переводила конфессиональное противостояние в опасную плоскость противостояния этнического. Надежда центральной власти на то, что церковь обеспечит ей «духовную поддержку» в деле централизации страны не оправдалась — религия оказалась фактором разделения и закрепления духовной самобытности регионов. Опыт показал, что унификация и централизация духовной жизни Украины на данном этапе была невозможна, что не должно было вызывать опасений, — ведь это характерное проявление современной плюралистической модели социальных отношений, при которой мировосприятие не подчинено официальной идеологии. Поэтому в настоящее время перед политическими и общественными деятелями стоит задача осознать факт поликультурнисти современной Украины. Отсюда — необходимость признания религиозного и конфессионального плюрализма.

Урегулирование религиозного конфликта предполагает работу по его профилактике с возникновения:

· в соответствии со ст. 35 Конституции Украины, государство должно лояльно относиться ко всем конфессиям, не отдавая явного предпочтения ни одной из них, проводить политику равноудаленности от всех конфессий;

· государство не должно выходить за рамки правового поля, выработать общие для поликонфессионального общества «правила игры», которые, с одной стороны, были бы удовлетворительными для разных конфессий, с другой, — не ущемляли частных традиций, обычаев, ценностей и интересов того или иного религиозного направления;

· государство должно вести продуманную политику по отношению к религиозным меньшинствам из расчета, что национальный мир держится на толерантном отношении государства, религиозных и национальных доминант к многообразию, правам и проблемам малых народов и религиозных субкультур;

· на практике государство склонно поддерживать ту конфессию, которая его, государство, усиливает. Следовательно, необходима опора на религию «большинства» и осторожное отношение к инновациям. Если центр религиозной организации находится за рубежом (в Украине это около 20 ведущих религиозных организаций), это может вызвать подозрение в ее лояльности.

Политизация религии, по общему признанию, в Украине нежелательна, так как она вносит раскол в общество. Поэтому представляется целесообразным: законодательно ограничить вмешательство политических партий в жизнедеятельность конфессий; установить перечень отчетных данных, представляемых религиозными организациями; объединить усилия местных аппаратов с целевыми исследованиями ученых по проблемам религиоведения, изучения и анализа процессов, происходящих в религиозной среде, для выработки прогнозов и рекомендаций.

    На стадиях развития урегулирование конфликта предполагает его перевод в форму диалога с участием государства, которое должно выступить посредником. Государство должно вести поиск взаимоприемлемых для сторон ценностей и норм (гражданский мир, правопорядок, традиции), которые должны стать основой переговоров, рассматривать конфликтные проблемы поэтапно и системно, с учетом экономических, политических, этнических и других факторов. Политики должны понимать, что существуют нерегулируемые нормами случаи — религиозные инновации, антиобщественные и антигосударственные действия, когда от государства требуется инициативное, творческое действие; крайним средством урегулирования является применение силы. Государство должно помнить, что можно запретить религиозную организацию, но нельзя запретить религию. Сам факт существования множества религий заключается в обосновании каждой особенного пути спасения при, подчас, жесткой критике оппонентов. Проблема состоит в том, чтобы вовремя не допустить применения насилия, найти эффективные правовые способы урегулирования спорных вопросов.

    Конструктивную роль в урегулировании конфликта могут играть взаимодействующие с государством межконфессиональные институции.

    В 1996 г. по инициативе Госкомрелигий Украины был образован Всеукраинский совет церквей и религиозных организаций (ВСЦиРО) как представительский межконфессиональный консультативно-совещательный орган с целью объединения усилий церквей и религиозных организаций в сфере духовного возрождения Украины, координации межцерковного диалога как на Украине, так и за ее пределами, участия в разработке проектов нормативных актов по вопросам государственно-конфессиональных отношений, осуществления комплексных мероприятий благотворительного характера.

    В 2013 г. в состав ВСЦиРО входило 18 церквей и религиозных организаций, что составляет более 95 % религиозной среды Украины: Всеукраинский Союз Церквей Евангельских христиан-баптистов (ВСЦ ЕХБ), Всеукраинский Союз Церквей христиан веры евангельской — пятидесятников (ВСЦ ХВЕП); Духовное управление мусульман Крыма (ДУМК); Духовное управление мусульман Украины (ДУМУ); Закарпатская реформатская церковь (ЗРЦ); Немецкая Евангелическо-лютеранская церковь Украины (НЕЛЦУ); Объединение иудейских религиозных организаций Украины (ОИРОУ); Римско-католическая Церковь в Украине (РКЦ). Союз свободных церквей христиан евангельской веры Украины (СВЦ ХЕВУ); Украинская Автокефальная Православная Церковь (УАПЦ); Украинское Библейское Общество (УБО); Украинская Греко-католическая Церковь (УГКЦ); Украинская епархия Армянской Апостольской Церкви (УЕ ААЦ); Украинская Лютеранская Церковь (УЛЦ); Украинская Православная Церковь (УПЦ); Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата (УПЦ КП); Украинская Унионная Конференция Церкви адвентистов седьмого дня (УУК ЦАСД); Украинская Христианская Евангельская Церковь (УХЕЦ).

    В кризисной ситуации 2013 — 2014 гг. ВСЦиРО последовательно выступал за евроинтеграцию, сохранение исключительно мирного характера проводящихся акций, за обеспечение прав граждан на мирные собрания; обращался с призывом к президенту Украины и оппозиции безотлагательно сесть за стол переговоров, немедленно прекратить кровопролитие, возобновить конституционный порядок; заявлял об угрозе сепаратизма; обращался с призывом к властям России отказаться от военного и иного вмешательства во внутренние дела Украины; призывал власти и население Украины к срочному упорядочиванию обращения и владения оружием.

Совещание представителей христианских церквей Украины образовано в 2003 г. Главной его целью является содействие распространению в Украине основ христианства и религиозной свободы, развитие диалога между христианами по возрождению христианской морали в обществе, преодоление последствий советского атеизма и тоталитаризма и установления партнерских отношений между государством и церковью для развития гражданского общества. На 2013 г. в состав Совещания входят представители: УПЦ, УПЦ КП, УГКЦ, РКЦ, ВСЦ ХВЕП, УХЕЦ, ВСЦ ЕХБ, УЛЦ, Братства независимых церквей и миссий ЕХБ Украины.

    Украинский межцерковный совет (УМС) образован в мае 2003 г. Целью деятельности УМС является защита интересов христианских Церквей, отстаивание христианских принципов и влияние на общество для распространения христианской веры. Членами УМС являются представители протестантских объединений, в основном пятидесятническо-харизматического направления. На 2013 г. включает в себя восемнадцать объединений церквей и служений Украины.

    Совет евангельских протестантских церквей Украины (СЕПЦУ) образован в апреле 2005 г. В своем составе СЕПЦУ объединяет свыше 80 % протестантских церквей Украины. Целью Совета является объединение усилий с целью защиты принципов свободы совести и вероисповедания, равенства всех религиозных организаций в своих правах, распространение христианских ценностей и морали. На 2013 г. в состав Совета входят 10 протестантских религиозных организаций.

    Всеукраинский Совет Христианских Церквей (ВСХЦ) создан в 2007—2008 гг. Имеет целью способствовать взаимодействию христианских Церквей в сфере распространения идей и принципов христианского мировоззрения в обществе. В состав ВСХЦ входят представители некоторых пятидесятнических и харизматических религиозных общин Украины.

    Совет представителей Духовных управлений и центров мусульман Украины образован в 2009 г. В 2011 г. членами Совета являются представители: ДУМК, Духовного управления независимых мусульманских общин «Киевский муфтият», Духовного управления мусульман Украины «Умма».

В начале апреля 2011 г. было обнародовано Ежегодное послание Президента к Верховной Раде «Модернизация Украины — наш стратегический выбор», в котором утверждался многоконфессиональный характер Украины, содержался призыв к государственно-конфессиональному и межконфессиональному диалогу, говорилось о целесообразности доработки и принятия Концепции государственно-церковных отношений; доработки новой редакции Закона «О свободе совести и религиозных организациях»; недопущении религиозного фундаментализма любого направления; закреплении за религиозными организациями права на учреждение общеобразовательных учебных заведений; обеспечении преподавания с сентября 2011 г. в высших учебных заведениях академического религиоведения как нормативной философской дисциплины, а в средней школе — истории религии.

В 2010—2011 гг. Президент Украины В. Янукович не проводил встреч с ВСЦиРО и с другими межконфессиональными объединениями, с представителями отдельных религиозных организаций (за исключением УПЦ), остановил переговоры Администрации президента с Константинопольской патриархией по поводу предоставления автокефалии. По мнению оппозиционных украинских экспертов, выраженный политический характер, непосредственно несущий угрозу безопасности Украины, имели визиты Святейшего патриарха Московского и Всея Руси Кирилла (проповедовавшего идеи духовного единства русского, украинского и белорусского народов), в том числе, визит, приуроченный к инаугурации Президента В. Януковича. Прекратилась активность парламентского объединения «За єдину помісну церкву», а также усилия государства объединить православие в рамках проекта единой поместной церкви. Был ликвидирован Государственный комитет по делам национальностей и религий. В январе 2011 г. Верховная Рада приняла Закон, ликвидировавший Национальную экспертную комиссию Украины по вопросам защиты общественной морали. Тем не менее, православную общественность (УПЦ) устроило далеко не все в политике государства. ВОО «Православный выбор» подверг жесткой критике продвигаемый Партией регионов законопроект об электронных паспортах, принятый Закон о «толерантности в обществе», антихристианские акции организации «Femen» и другие инициативы, ограничивающие права человека и религиозную свободу православных верующих. В событиях «Евромайдана» ВСЦиРО призвал «прекратить насилие в стране», выступил за переговоры и мирное разрешение кризиса.

В 2012 г. в собственность (пользование)религиозным организациям было передано 266 культовых и приспособленных под молитвенный дом помещений; было построено 247 культовых зданий. На начало 2013 г. уровень обеспеченности религиозных организаций Украины молитвенными помещениями составляет 67,1 %.

Случаев нарушения законодательства в области свободы совести и деятельности религиозных организаций в 2009 г. было зафиксировано 19, в 2010 г. — 14, в 2011 г. — 2, в 2012 г. таких случаев было зафиксировано 25. Основные правонарушения фиксировались в Винницкой, Тернопольской, Закарпатской, Черновицкой областях. По мере развития внутриполитического кризиса в Украине 2013—2014 гг. был зафиксирован рост числа нарушений прав верующих и деятельности религиозных организаций. В частности, по заявлению УГКЦ, Министерство культуры Украины оказывало давление на ее руководство, требуя прекратить совершение молитв и религиозных обрядов на Майдане Независимости. В Киеве по отношению к представителям еврейской общины на почве антисемитизма были совершены нападения. УПЦ заявила о предотвращении попыток захватов ряда храмов, Киево-Печерской и Почаевской Лавр. В Черновицкой области сторонниками УПЦ КП было захвачено два храма. УГКЦ предъявила факты похищения военного капеллана в Севастополе и получения угроз другими священниками УГКЦ с требованием покинуть территорию Крыма.

Актуальными для государственно-конфессиональных отношений остаются вопросы: реституции или компенсации прежде отчужденного имущества; реализации права религиозных организаций на получение статуса юридического лица; правовой ответственности религиозных организаций за самовольное присвоение земли, имущества, нарушение гражданско-правовых соглашений и т. п.; защиты от дискриминации религиозных меньшинств при признании интересов, прав и свобод религиозного большинства; деятельности иностранных центров и миссий на территории Украины; ответственности СМИ за распространение необъективной информации о религиозных организациях; ограничения вмешательства политических субъектов в сферу межконфессиональных отношений.

 

10.3. Социальное партнерство государства и религиозных организаций

    На протяжении 1990-х гг. религиозные организации Украины оказывали содействие государству в решении проблем социально незащищенных слоев населения.

    Социальное служение церкви (религиозных организаций)деятельность церкви (религиозных организаций), которая выходит за пределы удовлетворения собственных религиозных нужд верующих, осуществляется как священнослужителями, так и верующими (мирянами, прихожанами) и направляется на решение общеобщественных проблем.

    Дела милосердия и благотворительности в УПЦ в 1990-х гг. осуществлялись, в основном, как частная инициатива епархий, приходов, священнослужителей, мирян. Централизованная организация работы через Синодальный Отдел благодетельности и социального служения стала возможной только в 2000-х гг. В 2009 г. при поддержке Отдела в Украине действовало 20 благотворительных столовых, в которых ежедневно питалось около 1000 человек; 9 церковных домов престарелых, в которых проживало более 500 человек; 7 церковных детских приютов и домов семейного типа, в которых воспитываются более 200 детей; 5 центров реабилитации наркозависимых, в которых за год проходят реабилитацию около 300 человек; 12 сестричеств; 6 центров по работе с трудными подростками, в которых ежегодно принимают участие более 2000 детей.

    УГКЦ с начала 1990-х гг., опираясь на зарубежный опыт и материальные ресурсы, вела активную работу в Западной Украине по аналогичным направлениям. В 1992 г. в Украине появились структуры международной сети католических благотворительных организаций Каритас [18], которые занимались распределением гуманитарной помощи. Каритас Украины работает по направлениям: оказание помощи кризисным детям, молодежи и семьям; опека над детьми трудовых мигрантов; реабилитация и интеграция недееспособной молодежи; помощь в лечении онкобольных детей; домашняя опека для одиноких людей преклонного возраста; паллиативная медицина; профилактика и опека над людьми, больными ВИЧ/СПИД; репатриация украинских трудовых мигрантов и др. Каритас Украины осуществила акции помощи пострадавшим от наводнения в Закарпатье (в 1998 и 2000 гг.), на западе Украины в 2008 г. В Украине к проектам Каритас привлечено около 1000 работников и волонтеров. С сентября 2008 г. в Украине начал действовать церковный пенсионный фонд «Покрова», основанный бывшим главой УГКЦ Л. Гузаром, призванный обеспечить достойную пенсию, прежде всего священнослужителям и мирянам греко-католической церкви, а также всем желающим гражданам.

    С начала 1990-х гг. весьма ощутимую для общества благотворительную и социальную работу ведут протестантские организации Украины.

Активно занимаются благотворительностью иудейские общины Украины. В частности, в Донецкой области действует сеть благотворительного фонда «Хесед-Цдака», под эгидой Всемирной еврейской организации помощи и утешения оказывается гуманитарная помощь социальным учреждениям области. Оказывается материальная и духовная помощь ряду исправительно-трудовых колоний области.

    Семья и молодежь. Религиозные организации Украины проводят мероприятия, направленные на популяризацию здоровой семьи, профилактические работы с родителями против табакокурения, алкоголизма, наркозависимости, абортов, раннего сиротства, ведется подготовка учителей начальных классов и воспитателей с целью интегрирования семейных ценностей в систему образования. Религиозные организации сотрудничают с образовательными, культурно-просветительными, социальными учреждениями, молодежными организациями, студенческими братствами, УПЦ — с православной скаутской организацией, УПЦ КП, УАПЦ — с внеконфессиональной «Пласт».

    Образование. Религиозное образование еще в 1990-х гг. начало осуществляться в Западной Украине. С 2002 г. действует Украинский католический университет (г. Львов). В 2012 г. Министерство образования Украины выдало лицензию на право выпуска богословов и первым вузом, приступившим к подготовке православных богословов, стал Классический приватный университет Запорожья.В общеобразовательных школах частично преподаются: «Христианская этика», «Основы христианской морали», «Этика: духовные основы», «Основы православной культуры», «Христианская этика в украинской культуре». В отношении подготовки исламских богословов и духовенства государство пока не проявляет должной заинтересованности, в результате чего подготовка ведется, но за пределами Украины.

    Культура. Государство сотрудничает с религиозными организациями в вопросе охраны памятников истории и культуры, переданными в пользование церкви. Данная сфера, к сожалению, стала проблемной как для государственно-конфессиональных отношений, так и для межконфессиональных. Конфликты возникают не только между руководством музея и религиозной организацией, но и между конфессиями и лоббирующими их структурами. (Например: ситуация вокруг Почаевской Лавры, Киево-Печерской Лавры, Десятинной и Кирилловской церквей в Киеве.) Телевидение и кинематограф рассматриваются религиозными организациями в качестве мощного фактора, духовного развития личности, начиная с детского возраста. УПЦ реализует проекты на телеканале «Глас». Ежегодно проводится международный кинофестиваль «Покров».

    Здравоохранение. Взаимодействие между религиозными организациями и Министерством здравоохранения Украины установлено в 2000-х гг. на основе договоров о сотрудничестве. ВРЦРО выступил основателем межконфессионального диалога в сфере преодоления эпидемии СПИДа в Украине и выступает координатором деятельности религиозных организаций. В 2011 г. межконфессиональный ресурсный центр по ВИЧ/СПИД при ВРЦиРО и ЮНЕЙДС (Объединенная программа ООН по борьбе с ВИЧ/СПИДом) засвидетельствовал, что впервые за последние восемь лет благодаря усилиям разных конфессий уровень распространения ВИЧ в Украине пошел на спад. В 2012 г. в УПЦ действовало 280 больничных приходов, где несут пастырское служение 245 священнослужителей, 53 из которых по специальности — врачи.

    В армии и силовых структурах движение за возрождение религиозной опеки военнослужащих начиналось в 1992 г. с Всеукраинской общественной организации «Объединение христиан — военнослужащих Украины». В 2000 г. традиционные украинские конфессии приняли решение об образовании Всеукраинского межконфессионального религиозного христианского военного братства. Организация действовала по разработке концептуальных основ военного душепастырства, подготовке кадров для капелланской службы, поиску согласия между представителями разных религиозных традиций. В 2006 г. министром Обороны Украины были подписаны директивы о решении вопросов удовлетворения религиозных потребностей военнослужащих ВС Украины. А в 2008 г. — Меморандум о сотрудничестве в делах пастырской опеки военнослужащих ВС Украины Министерством обороны Украины, а также представителями УПЦ, УПЦ КП, УАПЦ, УГКЦ, РКЦ, ВСОЕХБ и ДУМУ. Позднее был создан Совет в делах душепастырской опеки при Министерстве обороны Украины и утверждена Концепция душепастырской опеки в Вооруженных Силах Украины (ВСУ). Если руководство ВС Украины установило конструктивное сотрудничество с УПЦ, то военное командование Военно-Морских сил Украины (ВМСУ) подписало соглашения в 2008 г. с УПЦ КП и с УГКЦ. В 2010 г. в личном составе Внутренних войск Украины и в силовых структурах насчитывается около 80 % православных и около 20 % греко-католиков.

    В 2007 г. УПЦ КП провел первый съезд военных священников (капелланов) Украины. 11 февраля 2010 г. представители церквей и религиозных организаций, Минобороны и общественности обсудили проект Концепции душепастырской опеки военнослужащих ВС Украины. Был создан Совет по делам пастырской опеки при Министерстве Обороны Украины. В настоящее время каждая конфессия в меру своих возможностей стремится решать вопрос пастырской опеки по месту дислокации силовых структур. На территории отдельных воинских частей и городков сооружаются храмы и часовни. Священнослужители присутствуют на призывных пунктах, привлекаются к торжествам по случаю принятия присяги молодыми воинами. Религиозные организации делегировали своих представителей в статусе капелланов в состав украинских военных контингентов, которые принимали участие в миротворческих акциях в Косово и Ираке.

    Пенитенциарная система. В Украине с конца 1990-х г. во исполнение ст. 35 Конституции налаживались контакты и заключались договора между религиозными организациями и пенитенциарной службой по удовлетворению религиозных потребностей арестантов или осужденных. Сотрудничество проходит по следующим направлениям: содействие в строительстве храмов и молитвенных комнат в учреждениях уголовно-исполнительной системы, комплектование необходимой литературой, предметами церковного употребления; привлечение осужденных к лишению свободы, а также лиц, которые находятся под надзором уголовно-исполнительных инспекций, к церковной жизни, духовно-просветительская работа с разными категориями осужденных; катехизаторская работа и проведение бесед священников с личным составом Государственного департамента Украины по вопросам выполнения наказаний (общей численностью около 45 тыс. лиц) и др. В 2012 г. духовно-пастырская работа УПЦ с осужденными проводилась в 181 учреждении уголовно-исполнительной системы, где действовало 76 храмов и 36 часовен. Велось строительство 20 культовых сооружений. По статистике Государственной пенитенциарной службы регулярно посещают богослужения около 18,5 тыс. человек, осужденных к лишению свободы.

    Среди моментов, мешающих установлению партнерских отношений между государством и религиозными организациями следует отметить, что некоторые вопросы пока остаются заполитизированными, не все проблемы урегулированы законодательно, чиновники часто обременены представлениями советского периода о доминирующей роли государства над церковью, проявляют заангажированность в пользу той или иной религиозной организации; однако верующие учатся социальной активности, общество — освобождается от апатии и ксенофобии на религиозной почве; многое происходит стихийно, по общественной инициативе религиозных организаций и верующих.

Таким образом, вместе с модернизацией украинского общества религия не только не была вытеснена из общественной сферы в частную, но ее духовно-нравственный капитал был использован политическими силами. Ослабить напряжение, уменьшить остроту конфликтных противостояний, предотвратить их эскалацию и оказать содействие урегулированию конфликта способны правовые, административные, моральные, информационные ресурсы.

Урегулирование религиозных конфликтов и предотвращение новых зависят от деполитизации религиозной сферы; равноудаленности государства от религиозных организаций; становления духовности и нравственности в обществе; запрета политического и религиозного экстремизма; укоренения в общественном сознании ценности религиозной терпимости; развития правосознания; совершенствования права; создания оптимальной модели государственно-церковных отношений; развития системы организаций по защите прав религиозных сообществ; обеспечения прав граждан на свободу совести, сопряженную с социальной ответственностью.

В отличие от большинства постсоветских государств, Украине долгое время удавалось сохранить межэтнический и межконфессиональный мир. И если основные противоречия между конфессиями не будут разрешены в рамках правового подхода, нет гарантий, что в Украине не произойдет очередной виток политизации религии.

 

Список литературы

 

Про свободу совісті та релігійні організації: Закон України [Електронний ресурс] // Відомості Верховної Ради УРСР. — 1991. — № 25. — Ст. 283. — Режим доступу: http: //zakon1.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi?nreg= 987-12. — Назва з екрана.

Конституція України. Верховна Рада України; Конституція, Закон від 28.06.1996 № 254к/96-ВР [Електронний ресурс]. — Режим доступу: http: //zakon2.rada.gov.ua/laws/show/254%D0%BA/96—%D0%B2%D1%80. — Назва з екрана.

Конфессиональная ситуация на Украине: история и современность. — М., 2011.

Релiгiя i полiтика в сучаснiй Україні / I. Ф. Курас, М. Ф. Рибачук, M. І. Кирюшко, П. І. Фещенко. — К.: Iнститут полiтичних i етнонацiональних дослiджень НАН України, 2000.

Посредников Д. В. Правовое регулирование государственно-конфессиональных отношений в Украине / Д. В. Посредников // Вісник Донецького національного університету. Сер. Б. Гуманітарні науки.— 2009. — № 2.

Проект Концепції державно-конфесійних відносин в Україні [Електронний ресурс] // Релігія і влада в Україні: проблеми взаємовідносин. Інформаційно-аналітичні матеріали до Круглого столу на тему: «Державно-конфесійні відносини в Україні, їх особливості і тенденції розвитку» (8 лютого 2011 р.) — Режим доступу: http: //www.irs.in.ua/files/publications/2011.02.08_centr_razumkova_dopovid.pdf. — Назва з екрана.

Рибачук М. Ф. Релiгiйнi органiзацiї в процесi державотворення в Україні / М. Ф. Рибачук // ООН i майбутнi поколiння. — К., 1996.

Цыганов М. Е. Религиозная политика и ее роль в формировании социальной среды: автореф. дис... канд. полит. наук: 23.00.02 [Электронный ресурс] / М. Е. Цыганов. — М., 2003. — Режим доступа: http: //www.dissercat.com/content/religioznaya-politika-i-ee-rol-v-formirovanii-sotsialnoi-sredy. — Название с экрана.

Юраш А. В. Религиозно-церковная структура современной Украины и ее трансформации [Электронный ресурс] / А. В. Юраш. — Режим доступа: http: //old.iea.ras.ru/Russian/publications/applied/110.html. — Название с экрана.

 


       [1] Лактанций — раннехристианский апологет, т.е. богослов и философ, отстаивавший основы вероучения от искажений, пропагандировавший преимущество христианства в сравнении с политеистическими верованиями, обосновывавший безусловность нравственных принципов и полезность христианства для общества.

           [2] World Religion Database International Religious Demographic Statistics and Sources [Electronic resource] / еd. by M. J. Todd, J. G. Brian. — Access mode: http: //www.atlasofglobalchristianity.org/images/ samplepages_3. pdf. — Title Screen with.

       [3] Данные опроса, проведенного социологической службой Украинского центра экономических и политических исследований с 18 по 22 ноября 2010 года.

       [4] В 1965 Папой Павлом VI и патриархом Афинагором объявлено об отмене взаимных анафем между Римом и Константинополем.

       [5] От Лжеисидоровых декреталий отказались через 800 лет, в прошлом столетии.

                   [6] Папа Иоанн Павел II «Да будут все едино (Ut unum sint). Oкружное послание об экуменическом долге». После II Ватиканского собора католики стали намного открытее к другим христианским конфессиям, сняли анафему с православных. А в 1994 г. католики и протестанты подписали документ о взаимном сотрудничестве и взаимном принятии (ETC — Evangelicals and Catholics Together). Католическая Церковь назвала протестантов «братьями, хоть и с иного двора».

       [7] Название «Греко-католическая церковь» ввела в 1774 г. императрица Мария-Терезия для того, чтобы отделить ее от Армяно-католической и Римско-католической церкви. В документах УГКЦ определена как «Ecclesіa Ruthena unіta». Название «Украинская Католическая Церковь» фигурирует в официальных документах с 1960 г., использовалось для определения подпольной церкви в Украине во времена СССР, а также католиков украинцев в диаспоре. «Киевская Католическая Церковь» — название было предложено употреблять на Синоде епископов УГКЦ в сентябре 1999 года.

       [8] Англиканство — термин восходит к «ecclesia anglicana» («Английская церковь»), первое упоминание которой относится к 1246 г. Термин означает христианские церкви, находящиеся в каноническом единстве с Престолом Кентербери (the see of Canterbury).

           [9] Цвинглианство — одно из бюргерских течений Реформации в Швейцарии и Германии. Анабаптизм (перекрещенчество) — радикальное крыло протестантизма,отрицал частную собственность, социальные и политические институты, семью. Кальвинизм. Основатель — Кальвин в 1530-х гг. в Швейцарии. Количество верующих — 55 млн. Три ветви кальвинизма: пресвитерианство; реформаторство; конгрегационализм. Англиканство. Основатель — Генрих VIII Тюдор — 53,3 млн верующих. Баптизм (евангелизм). Основатель — Джон Смидт. 1609 г. Количество верующих — 72 млн Квакеры («Quakers» букв. «трясущиеся»; самоназвание: Sосiеtу of Friend — «общество друзей»). Основатель — Джордж Фокс. 1652 г. Количество верующих — 500 тыс. человек. Квакеры разработали доктрину абсолютного пацифизма, категорически отвергая насилие даже в целях самозащиты. В Англии репрессии против квакеров продолжались вплоть до принятия в 1689 г. Закона о веротерпимости, а в США — до XIX века. Методизм. Основатель — Джон Уэстли. Верующих — 60 млн человек (половина из них проживает в США).

           [10] Адвентисты. Основатель — У. Миллер (1830—1840). Количество верующих— 16,2 млн. Пятидесятники. Основатель — Ч. Фокс. (1901). Количество верующих — 119 млн.

       [11] Отсюда же понимание «естественных и неотъемлемых» прав и свобод человека, появившееся на следующей ступени секуляризации, признающее нынешнее состояние человека естественным.

       [12] Этноним «евреи» произошел от древнесемитского «ибри», что означало: «перешедшие» (через Евфрат).

           [13] «Хамас» — отделение «Братьев-мусульман» в Палестинской национальной администрации. Хезболла́х (от араб. ‎‎— «партия Аллаха». «Ведь партия Аллаха — они победят» (Коран (5:56)) — военизированная ливанская шиитская организация и политическая партия, выступающая за создание в Ливане исламского государства по образцу Ирана. «Палестинский исламский джихад» — военизированная палестинская политическая группировка, ставящая целью создание независимого Палестинского исламского государства и уничтожение Израиля.

           [14] Релігійність українців: рівень, характер, ставлення до окремих аспектів церковно-релігійної ситуації і державно-конфесійних відносин (Результати загальнонаціонального соціологічного дослідження) // Релігія і влада в Україні: Проблеми взаємовідносин. Інформаційні матеріали до Круглого столу на тему: «Державно-конфесійні відносини в Україні станом на 2013 рік: рух до партнерства держави і Церкви чи до кризи взаємин?» 22 квітня 2013 р. — К., 2013.

           [15] Партия «Реформы и порядок» (ПРП) — политическая партия (1997—2013). В период с 18 июня 2004 по 8 октября 2005 г. называлась партией «Наша Украина». В 2013 г.   влилась    в    ВО   «Батькивщина».   «Пора» — политическая  партия;  лидер — В. Каськив.

 

       [16] Разработана Центром А. Разумкова, Министерством юстиции и другими органами власти в сотрудничестве с ВСЦиРО; выдержала несколько изменений и публикаций с целью подготовки к ее принятию, последняя публикация — в 2013 г.

           [17] На начало 2013 г. в Украине действуют новейшие для страны религиозные организации: Церковь Христа (123 общины); религиозные организации язычников (77 общин); Пресвитерианская церковь (78 общин); религиозные организации Родной украинской национальной веры (63 общины); религиозные организации буддистов (61 община); Новоапостольская церковь (59 общин); Церковь Иисуса Христа святых последних дней (мормоны) (53 общины); Общество сознания Кришны (50 общин); Украинская лютеранская церковь (43 общины). Они имеют незначительное количество общин и существенно не влияют на религиозную ситуацию в стране.

       [18] Каритас (от лат. «caritas» — милосердие, самоотверженная бескорыстная любовь) — это международная сеть благотворительных организаций, являющихся конфедерацией 165 национальных организаций. Миссией Каритас Украины является развитие традиций благотворительной деятельности и осуществления социальной работы, исходя из христианских морально-этических ценностей. Каритас Украины основан в 1994 г. для координации усилий благотворительных организаций местных общин УГКЦ. Цель Каритас Украины — разработка и внедрение национальных программ для обеспечения социальной помощи и поддержки наиболее нуждающегося населения Украины независимо от национальной принадлежности или вероисповедания.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: