- Принцип «жень», т.е. гуманность и человеколюбие. «Чего не желаешь себе, того не делай другим».
- Принцип «ли», т.е. почтительность и ритуал. «Воспитанный человек предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к другим».
- Принцип «чжен-мин», т.е. исправление имен. В обществе будет порядок и взаимопонимание между людьми, если каждый будет себя вести в соответствии своего знания и должности. «Государь есть государь, отец есть отец, сын есть сын».
- Принцип «цзюнь-цзы», т.е. образ благородного мужа. Все люди способны быть высоконравственными, но это, прежде всего, удел мудрых, занимающихся умственной деятельностью. Предназначение простолюдинов – обслуживать аристократическую элиту во главе с императором.
- Принцип «вэнь», т.е. образованность, просвещенность, духовность в сочетании с любовью к учению и нестеснительностью в обращении за советами к нижестоящим.
- Принцип повиновения старшим по должности и возрасту. «Если человек почтителен, то его не призирают. Если человек правдив, то ему доверяют. Если человек сметлив, он добивается успехов. Если человек добр, он может использовать других».
- Принцип нравственого авторитета правительства. Правители должны вносить в жизнь порядок с помощью правил поведения. «Если власть не будет алчна, то и люди не станут воровать».
Соединение идей о гармонично упорядоченном обществе и идеальном (благородном) человеке составило цельное учение конфуцианства. В его содержании над собственно философской стороной превалировала этико-политическая. Великий китайский мыслитель решал «вечные» вопросы современной ему жизни, а в них преобладала душевная боль за общественную неустроенность и падение нравов. На фоне этого общетеоретические (космологические, гносеологические) и мировоззренческие проблемы отступали на второй план.
|
|
Формула Конфуция: «Управлять — значит поступать правильно» вошла в повседневную лексику китайцев, обозначая норму поведения в семье, в кругу друзей и знакомых, взаимоотношения руководителей и подчиненных. Оно стало одним из определяющих принципов социальной жизни, вошло в народную культуру и массовое сознание вплоть до нашего века.
Учение Конфуция излагалось его учениками, поскольку сам он ничего не писал. В одной из книг его учеников «Лунь-Юй» («Суждения и беседы») записаны в форме вопросов и ответов мудрые мысли и наставления философа.
Отличие конфуцианства от даосизма:
1. Конфуцианство - учение рационалистическое. В даосизме весьма велико мистическое начало.
|
|
2. Конфуцианство обращалось к человеку как культурному, разумному существу, даосизм - как существу природному: его эмоциям, инстинктам.
3. Конфуцианство было элитарным учением образованных, интеллектуальных слоев. Даосизм стал весьма демократичным, пробуждая спонтанность и естественность.
Основоположник школы моизма Мо-цзы или Мо Ди (479-400 до н.э.), родившийся в год смерти Конфуция и ставший затем решительным идейным противником конфуцианства, понимал «всеобщую (взаимную) любовь», направленную прежде всего от «я» к другим. Он считал, что предопределенной судьбы нет, призывал людей помогать друг другу, заниматься полезным трудом, отказаться от насилия и войн, выдвигать мудрых и достойных для управления страной, независимо от занимаемого ими положения в обществе. Со II в. до н.э. школа моистов перестала существовать как самостоятельное идейное движение.
Буддизм в форме махаяны появился в Китае в V в. н.э., укоренился и стал фактически третьей религиозной системой, причем в стране за многие века сформировалось несколько школ собственно китайского буддизма. Одной из которых является школа чань - буддизма (чань- «медитация»). Цель чань-буддизма является медитация и самораскрытие человека. Конечной целью медитации было достижение особого состояния: «просветления».
Основоположник легизма – школы «законников» («фацзя») Шан Ян (390-338 до н.э.) разработал теорию деспотического государства и сформулировал основную концепцию легизма об управлении обществом и государством. Выступая против конфуцианства, он утверждал, что человеколюбие причина всех проступков, что политика несовместима с нравственностью, а вместо убеждения необходимо применить систему принуждения. Программа законников (легистов) была реализована в эпоху правления Цинь Ши-хуанди.
В политической истории Китая, в развитии китайской государственности сыграли значительную роль легизм и конфуцианство. Отличие этих философских концепций в том, что конфуцианство делало ставку на высокую мораль и древние традиции, легизм же выше всего ставил силу закона, авторитет которого должен держаться на жестоких наказаниях, абсолютном повиновении и сознательном оглуплении народа.
Вопросы для самопроверки
(первый уровень понимания материала)
1. Что вкладывали древнекитайские мыслители в понятия «инь» и «ян»?
2. Что понимают под древнекитайской категорией «дао»?
3. Какими принципами рекомендовал руководствоваться Конфуций?