Даосизм

Даосизм возник в IV - III вв. до н. э. По преданию, тайны этого учения открыл древний легендарный Желтый император (Хуан-ди). В действитель­ности истоки даосизма восходят к шаманским -верованиям и учению древних магов, а его воззрения изложены в "Каноне о пути и добродетели" ("Даодэц­зине"), приписываемом легендарному 'мудрецу Лао-цзы, и в трактате "Чжуан-цзы", отражающем взгляды философа Чжуан Чжоу (IV - III вв. до н. э.). Как целостная система даосизм восходит к трудам "Лэ-цзы" (ок. IV - III BIB. до н. э.) и "Хуайнань-цзы" (II в. до н.э.).

Философские воззрения Главная категория даосизма, дао – своего рода закон спонтанного бытия Космоса, все- общий, закон природы, начало, по­рождающее мир форм. Все сущее; произошло от дао, чтобы.затем, совершив кругооборот, снова в него вернуться. Дао не только первопричина, но и ко­нечная цель, и завершение бытия. Постижение дао недоступно для органов чувств. Дао - это "изначальная пневма", проявляется лишь через силу дэ (добродетель). Задача подвижника - познать дао, встать на путь "естествен­ности", под которой имеется в виду "гармония мира" – слияние человека с природой.

Другим важным понятием даосизма выступает "недеяние" – отрицание целенаправленной деятельности, идущей вразрез с естественным миропоряд­ком. Следуя принципу недеяния, мудрый правитель упорядочивает Подне­бесную, управляет государством, предотвращает смуту. Даосизм рассматри­вает все сущее во Вселенной как единое целое, стремится к гармонизации противоречий. По "Чжуан-цзы", жизнь и смерть лишь ступени всеобщей ме­таморфозы. Человек-микрокосм, как и универсум, вечен: со смертью его фи­зического тела дух растворяется в мировой "пневме". Бессмертие достигается путем слияния с дао как источником жизни с помощью религиозного созер­цания, дыхательного и гимнастического тренинга, сексуальной гигиены, ал­химии и т.п.

Отшельники-даосы уединялись на лоно природы и стремились слиться с нею для достижения гармонии. Достижение бессмертия и в минимальном ва­рианте долголетия предусматривало, во-первых, "питание духа". Человек рассматривался даосами обиталищем многочисленных духов, скоплением божественных сил. Этой системе телесных духов соответствовала иерархия небесная. Духи на небе вели счет добрых и плохих дел и определяли, срок жизни человека, призывали блюсти заповеди, быть добродетельным. Во-вто­рых, условием долголетия является "питание тела" - соблюдение строжайшей диеты (идеально для даосских мудрецов - питаться собственной слюной и вдыхать эфир росы) и дыхательная гимнастика, привлекающая в организм животворящий эфир.

Философские построения, древнего даосизма стали фундаментом рели­гиозного учения даосов в средние века как части синкретического комплекса "трех учений", наряду с конфуцианством и буддизмом.

Видными представителями средневековой даосской мысли были Гэ Хун (IV в.), Ван Сюаньлань (VII в.), Ли Цюань (VIII в.), Тянь Цяо (Тань Цзиншэн) (X в.), Чжан Бодуань (XI в.). Конфуциански образованная интеллектуальная элита проявляла интерес к философии даосизма, особо привлекал древний культ простоты и естественности: в слиянии с природой обреталась свобода творчества. Внимание к даосизму особенно усилилось после падения дина­стии Хань, когда конфуцианство, как официальная религия, исчерпала свои возможности. Даосизм воспринял некоторые черты философии и культа буд­дизма в процессе адаптации последнего к китайской почве: буддийские по­нятия и философские концепции переходились в привычных для китайцев даосских терминах. Даосизм воздействовал на развитие неоконфуцианства. Эволюция Даосизм оккультный, связанный с магией и верований и институ­тов физиогномистикой, привлекал широкие народные массы и часто был объектом нападок со стороны властей, видевших в нем выразителя бунтар­ско-эгалитаристских традиций. Даосские воззрения становились идейной ба­зой тайных обществ ("Путь Великого равенства", "Учение Белого лотоса" и др.) и знаменем крестьянских выступлений (например, восстания "Желтых повязок" в 184 г.).

Разработав учение о Западном рае, месте обитания богини Сиванму - не­рожденной Матери, прародительницы всех людей, даосы обосновывали идею всеобщего равенства и социальной справедливости. Популярность этих идей усиливалась и тем, что их сторонники были врачевателями, гадателями, предсказителями. Даосская религия восприняла древние анимистические ве­рования, культ Неба и культ святых мудрецов. Выйдя из недр народных ве­рований, даосизм средневековья был неразрывно связан со всеми аспектами быта и духовной культуры китайцев. Даосы верили в царство демонов, где мучились души грешников, и населенные божествами Небеса, уготованные для праведников. В средние века учение о бессмертии обернулось культом долголетия, а доктрина дао как источника жизни – культом многодетности, богатства и т. п.

Ярким выражением синкретизма стал пантеон даосизма, включавший в иерархию божеств легендарных правителей, мифических героев и мудрецов, видных представителей конфуцианства, различных исторических деятелей. Наибольшей популярностью пользовались поборники справедливости и пра­вого дела - восьмерка бессмертных мудрецов, наделенных чертами людей и волшебников. Во II в. возникает институциализированное направление "Путь небесных наставников". Первый его глава - Чжан Даолин (I - II в.) якобы по­лучил откровение от Лао-цзы и право быть его наместником на земле. Его ти­тул "Небесного учителя" передается в роду Чжан по наследству, вплоть до настоящего времени. В IV в. возникали даосские школы "Высшей чистоты" и "Духовной драгоценности". Они уделяли значительное внимание приемам медитативного созерцания.

С IV - VI вв. многие положения даосского учения подверглись пере­смотру и все более пользовались официальным признанием. Стала созда­ваться обширная иерархически построенная организация. Был выработан да­осский канон. В VII - VIII вв. возник институт монашества ж монастыри. В VII в. на севере Китая появляется много школ, и одна из них - "Учение со­вершенной метины" - сохранилась до наших дней. Поздние даосы пытались превратить свое учение в государственную религию. Они разработали по буддийскому образцу заповеди, составили список заслуг и проступков доб­ропорядочных подданных. Самые суровые кары полагались за государствен­ную измену и бунт. Танский дом вел свое происхождение от официально обожествленного Лао-цзы. Даосизм оказал сильное влияние на культуру, на традиционные формы знания. Занятия алхимией способствовали накоплению богатого эмпирического материала в области химии, в традиционной меди­цине, как в теории, так и на практике: в иглотерапии, фармакологии. Даос­ские сочинения сохранили рецепты лекарств, описание свойств металлов и минералов.

В наше время даосизм популярен в КНР, на Тайване, в Сянгане и среди китайских эмигрантов. Религиозные синкретические группы, практикующие и даосизм, подверглись в КНР разгрому в 1960-х годах, а с начала 80-х ак­тивно восстанавливают свое влияние почти повсеместно, и особенно на пе­риферии. Активно действующие храмы божеств китайского пантеона обслу­живают шаманы-медиумы, гомеопаты, предсказатели судьбы, хироманты, физиогномисты. Даосские храмы, монастыри и святые места посещают сотни тысяч верующих.

Синто


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: