Атеизм Людвига Фейербаха

Особая заслуга в дальнейшем развитии идей свободомыслия принадлежит выдающемуся немецкому философу – материалисту Л. Фейербаху (1804 – 1872). Он вплотную подошел к научному пониманию проблем возникновения, сущности, места и роли религии в обществе. В главном своем труде «Сущность христианства» он впервые в истории атеистической мысли с позиции материалистической философии показал земные корни религии, как фантастическое отражение сущности человека. «Всякий бог, - писал Фейербах, - есть существо, созданное воображением, образ, и притом образ человека, но образ, который человек полагает вне себя и представляет себе в виде самостоятельного существа».

Возникновение религии Фейербах связывал с беспомощностью и невежеством первобытного человека, его полной зависимостью от стихийных сил природы. Человек обожествлял все то, от чего он зависел, что казалось ему чуждым, таинственным и непостижимым. Так возник культ природы, а позднее и культ человека. Вместе с психологической, эмоциональной основой, он отмечал наличие у религиозных представлений и гносеологических корней, которых усматривал в отрыве мышления от бытия, в развитии абстрактного мышления, таящего в себе возможность отхода от восприятий органов чувств и создание понятий, которые искажают действительность.

Фейербах вплотную подошел к пониманию социальных причин в процессе возникновения религии. Например, переход от языческого политеизма к монотеизму связывал с возрастанием зависимости людей от своих земных владык. Возвышение единого правителя - монарха обусловило возникновение идеи единого, всемогущего бога по принципу «единый царь – единый бог».

Большое внимание Фейербах уделял проблемам религиозной морали. Анализируя историю христианства и других религий, их вероучение и культ, Фейербах сделал следующие важные выводы: для того, чтобы быть нравственными и праведными, люди не нуждаются в вере в бога; религия является источником безнравственных действий; мораль и религия, вера и любовь прямо противоречат друг другу; религиозная нетерпимость и фанатизм явились источниками бесчисленных преступлений.

Подобно французским просветителям и материалистам, Фейербах мыслил преодоление религии в просвещении людей. Однако, при всем этом, Фейербах, решительно отвергая все существующие религии, ратовал за новую разумную религию – религию любви, и в этом видел орудие переустройства общества на началах всеобщей любви и справедливости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: