Философские воззрения Людвига Фейербаха

Антропологический материализм Л. Фейербаха

 
 


Таблица 29

Область воззрений Пояснение
     
  Критика идеали­стической филосо­фии Ранняя философия Фейербаха характеризуется критикой идеалистичней философии, особенно Гегеля. Фейербах отвергает идею тож­дества бытия и мышления, не признает нали­чия абсолютной идеи - самостоятельной субстанции и первопричины материального мира. Он логически доказывает невозможность отчуждения абсолютной идеи в материальный мир, ибо окружающий очевиден и осяза­ем, в то время, как абсолютная идея является лишь выдумкой Гегеля. В целом философию Гегеля Фейербах считает искусственной, под­верженной предрассудкам, обращенной в про­шлое и не соответствующей новейшим дости­жениям науки.
  Теория антрополо­гического матери­ализма Фейербах полагает, что единственно существу­ющими реальностями является природа и че­ловек, который является частью природы. Че­ловек должен стать главным интересом фило­софии. Фейербах заявляет: «... философия, как таковая, чистый разум, чистая мысльни­что для человека и ни как тонет на него воз­действовать... человека можно убедить в ис­тине лишь в том случае, если ее из мысленной сущности, из сущности умозрительной... пре­вратить в сущность, подобную человеку, в чув­ственную сущность» (Фейербах Л., 1955. С. 15). Человек есть единство материального и духов­ного, поскольку идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека. Это же ка­сается и идеи Бога, которая является плодом воображения человека. Вечна и бесконечна лишь природа, которая никем не сотворима и никем не уничтожима. А всё, что нас окружа­ет, — это различные проявления материи.
  Проблема Бога Фейербах выступает с атеистических пози­ций, считая, что не Бог создал человека, а чело­векБога. На самом деле Бога как самостоя­тельной реальности нет. Он есть лишь порожде­ние сознания человека. Религия представляет собой глубоко разработанную мифологически-фантастическую идеологию, не имеющую ничего общего с реальностью. Распространение религии стало возможным благодаря невежеству человека, его тяжелым жизненным ус­ловиям. Корни религии кроются в чувстве бес­силия человека перед внешним миром, его за­висимости от него и незащищенности. Сама мысль о Боге — сверхсильном разумном существе — утешает человека и притупляет его страх и аффекты. Бог — это идеальный образ человека, созданный человеком; это то, чем хотел бы себя видеть человек. В действитель­ности же Бог не является творцом. Он есть творение человека, его разума, в то время как истинный творец (а не творенье) — человек. Отвергая религиозный культ, Фейербах противопоставил ему культ человека: «Человек че­ловеку Бог».
  Гносеология В вопросах гносеологии Фейербах был оппо­нентом И. Канта, в отличие от которого он утверждал, что окружающий мир познаваем а познавательные возможности разума безгра­ничны. Безграничность возможностей позна­ния разума наступает не сразу, а развивается постепенно, по мере эволюции человека, на­копления опыта и роста научно-технического прогресса. Суть данной идеи Фейербах выра­зил словами: «То, что не познаем мы, познают наши потомки». Основу познания, по Фейер­баху, составляют субъективные чувственные ощущения, в основе которых лежит объектив­ная реальность и которые осознаются разумом. Гносеология Фейербаха основывается на ма­териалистических принципах при соединении и уравнении эмпирического и рационального подходов.

Окончание таблицы 29

     
  Социально - поли­тические взгляды Фейербах считал, что человек представляет собой уникальное биологическое существо, на­деленное волей, разумом, чувствами, желани­ями. При этом полноценная реализация человеком своего «Я» возможна только во взаи­модействии с «Ты» (т.е. другими людьми), т.е. человек может жить только в обществе. Основой связей между людьми в обществе, стержнем общества должна стать религия, которая, по его мнению, должна быть основана не на вере в выдуманное сверхъестественное существо (Бога), а на иных принципах. Фейер­бах был убежден, что необходимо отбросить традиционную религию (христианство, мусуль­манство и т.д.) и заменить ее религией любви людей друг к другу и религией любви внутри семьи как наиболее отвечающей природе че­ловека, а смыслом жизни человека должно быть стремление к счастью.

В заключение следует отметить, что немецкая классическая философия стала огромным достижением человеческой мысли, значение которого трудно переоценить. Она оказала и продол­жает оказывать значительное влияние на всю последующую мировую философию. Поэтому не случайно данное самое влия­тельное в истории философии течение получило название «фи­лософской революции».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: