К опасным грузам относят вещества и предметы, которые при транспортировании, выполнении погрузочно-разгрузочных работ и хранении могут послужить причиной взрыва, пожара и повреждения транспортного средства, складов, устройств, зданий и сооружений, а также гибели, увечья, отравления, ожогов, облучения или заболевания людей и животных.
При внутренних перевозках опасные грузы классифицируют в соответствии с ГОСТ 19433—88 в зависимости от их свойств, видов и степени опасности. При перевозке опасных грузов в международном сообщении следует руководствоваться Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов автомобильным транспортом ADR (ДОПОГ).
На основании ДОПОГ-2003 все ОГ делятся на классы:
Класс1 - взрывчатые вещества и изделия;
Класс 2 – газы;
Класс 3 – легковоспламеняющиеся жидкости;
Класс 4 – легковоспламеняющиеся твердые вещества;
Класс 5 - окисляющие вещества;
Класс 6 – токсические и инфекционные вещества;
Класс 7 - радиоактивные материалы;
Класс 8 - коррозионные вещества;
Класс 9 - прочие опасные вещества и изделия.
Требования ДОПОГ-2003 не применяются при выполнении
перевозок в следующих случаях:
- перевозка опасных грузов частными лицами, когда такие грузы упакованы для розничной продажи и предназначены для их личного потребления, использования в быту, при условии, что приняты меры для предотвращения любой утечки содержимого в обычных условиях перевозки;
- перевозка машин или механизмов, не указанных в ДОПОГ и содержащих опасные грузы в их внутреннем или эксплуатационном оборудовании при условии, что приняты меры для предотвращения любой утечки содержимого в обычных условиях перевозки;
- перевозка, осуществляемая организациями в порядке обслуживания основной деятельности, например доставка грузов на гражданские строительные объекты, или в связи с производимыми измерениями, ремонтом и обслуживанием, в количествах не более
450 л на единицу тары и без превышения определенных ДОПОГ максимальных количеств. Однако это изъятие не распространяется на перевозки, осуществляемые организациями для собственного снабжения либо для внешнего или внутреннего распределения;
- перевозки, осуществляемые аварийными службами или надзором, в частности автомобилями технической помощи, перевозящими потерпевшие аварию неисправные транспортные средства, содержащие опасные грузы;
- срочные перевозки, осуществляемые с целью спасения людей или защиты окружающей среды, при условии, что приняты все меры для обеспечения полной безопасности таких перевозок.
Требования ДОПОГ также не применяются при перевозке ограниченного количества опасных грузов в одном транспортном средстве; это касается газов и топлива, находящихся в топливных баках подвижного состава, эксплуатационном или специальном оборудовании, газов, содержащихся в пищевых продуктах и напитках, и т. п.
Опасные грузы классифицируют по критериям транспортной опасности, увеличивающей область вероятного отрицательного воздействия таких грузов при перемещении их в пространстве. Это является ее основным отличием от опасности, возникающей на промышленных предприятиях, производящих и потребляющих опасные вещества, где вероятность отрицательного воздействия этих веществ на людей, технику и окружающую среду имеет стационарный характер, т.е. ограниченныйв пространстве.
Основой уменьшения транспортной опасности является организация перевозки, направленная на обеспечение безопасности перевозочного процесса при удовлетворении потребностей в перемещении продукции и сырья.
Транспортную опасность в значительной степени предопределяют три основных элемента перевозок опасных грузов: объем, маршрут и технология перевозок.
Каждый из этих элементов влияет на транспортную опасность, а их параметры и различные качественные сочетания между собой определяют ее степень. Для указания группы совместимости опасных грузов используют следующие буквенные обозначения:
A - удушающие;
О - окисляющие;
F - легковоспламеняющиеся;
Т - токсичные;
С - коррозионные;
СО - коррозионные, окисляющие;
FC - легковоспламеняющиеся, коррозионные;
TF - токсичные, легковоспламеняющиеся;
■ |
ТС - токсичные, коррозионные;
ТО - токсичные, окисляющие;
TFC - токсичные, легковоспламеняющиеся, коррозионные;
ТОС - токсичные, окисляющие, коррозионные.
Классификация по видам опасности основана на физико-химических свойствах опасных грузов, характеризующих вид и степень их опасности. При перевозке ОГ автомобильным транспортом можно выделить следующие основные виды опасности: взрывоопасность, огнеопасность, коррозионность, окислительное воздействие, радиационная опасность, токсичность, инфекционная опасность.
Взрывоопасные свойства также проявляют вещества, перевозимые под давлением (сжатые и растворенные под давлением газы), которые могут вызвать взрыв в случае нагрева, механического воздействия (удар, падение и т.п.) и при образовании взрывоопасных смесей при утечке перевозимых веществ.
Особые требования к маркировке опасных грузов.
1.На каждуюупаковку опасного груза должна быть нанесена разборчивая и долговечная маркировка (номер ООН и код экстренных мер КЭМ).
2. На каждой упаковке с опасным грузом, а также на внешней таре при се наличии размещаются знаки опасности инеобходимые предупреждающие надписи. Помещение знаков является обязанностью грузоотправителя. Знаки опасности наносят так, чтобы они были видны при любом транспортном положении тары. Если груз обладает несколькими видами опасности, на упаковку наносят все знаки опасности, соответствующие этим видам. Номер знака опасности соответствует классу и подклассу опасного груза.
3. Маркировка должна выполняться непосредственно на таре с опасным грузом способом, обеспечивающим ее сохранность от внешних воздействий. В случае ее выполнения на отдельных щитках последние должны быть надежно прикреплены.
Перевозка опасных грузов осуществляется на основании разрешения, которое выдается на одну или несколько идентичных перевозок, а также на партию грузов, перевозимых по установленному маршруту на срок не более шести месяцев.