Особенности перевозки генеральных грузов

Под генеральными понимаются грузы, упакованные в разнообразную тару или штучные грузы без упаковки. Все эти грузы можно классифицировать по разным признакам. По транспортным характеристикам они делятся на девять категорий:

- металлоконструкции;

- подвижная техника;

- железобетонные изделия;

- контейнеры;

- грузы в транспортных пакетах;

- штучные грузы в упаковке;

- катно-бочковые грузы;

- тяжеловесные и крупногабаритные грузы;

- лесные грузы.

К основным транспортным характеристикам генеральных грузов относятся: возможность смещения под воздействием тряски и вибрации; возможность возгорания, взрыва, неблаго­приятного воздействия на людей и окружающую среду; потеря качества и порча от воздействия влаги, пыли, загрязнении, теплоты, коррозии, испа­рений и различных бактерий; выделение влаги, пыли, теплоты и запахов; необходимость поддержания определенных режи­мов перевозки (температурных, вентиляционных, влажностных); ограниченная высота штабелирования (в числе ярусов или в метрах).

Для более обоснованного учета свойств грузов и условий их совместимости при комплектации грузов в грузовых поме­щениях существуют справочные таблицыдля основной номенклатуры генеральных грузов, в которых свойст­ва груза обозначены буквенным кодом:

- «О» - опасный (классифицируется по правилам ДОПОГ);

- «Р» - режимный, (требу­ет определенных температурных, влажностных, вентиляционных режимов);

- «В» - влажный выделяющий влагу или меняющий свойства при воздействии влаги;

- «Г» - грязный, пыльный (загрязняющий либо теряющий качество от загрязнения);

- «K» - коррозионный (способствует коррозии либо подвержен ей);

- «T» - тепловыделяющий (выделяет теплоту либо портится под воздействием теплоты);

- «С» - санитарно-карантинный (создает санитарную опасность или, подвержен действию карантин­ных объектов);

- «З» - выделяет либо воспринимает запах.

Рассмотрим основные характеристики некоторых категорий генеральных грузов.

Грузы в ящиках. В зависимости от массы, физико-химических и биологических свойств грузов применяют дощатые, фанерные, картонные, металлические, пластмассовые ящики определенной прочности и размеров.

Характеристика некоторых ящичных грузов приведена в табл. 4.1.

Таблица 4.1

Техническая характеристика ящичных грузов

Наименование груза Размеры ящика (длина * ширина * высота), мм Масса грузового места, кг Удельный погрузочный объем, м3
       
  Продовольственные товары  
Консервы 540*355*230   0,83
  406*400*210   0,83
  400*238*310   0,83
  400*238*78   0,83
Масло сливочное 400*286*286*   0,61
  380*270*270   0,61
  390*265*240   0,61
Макароны 629*430*330   0,45
Молоко сгущенное 530*340*190   1,22
Мясо, птица 824*400*210   0,6
Папиросы 800*620*448   0,27
Сахар 534*430*330   0,75
Сок 600*440*330   1,65
Соль 800*605*300   1,0
Спички 580*425*425   0,26
Сыр плавленый 424*301*285   0,61
Шоколад 596*396*266   0,75
  406*301*92   0,61
Сыр твердый 846*636*176   0,61
  824*400*200   0,61
  532*305*315   0,61
  768*400*150   0,61
  742*530*120   0,61
Чай 608*498*495   3,0
Цитрусовые 680*320*340   1,8

Окончание табл. 4.1

       
  Промышленные товары  
Мебель 1100*660*2000   7,0
Мыло 644*406*326   0,09
Обувь 634*454*448   0,23
Кожа 1200*331*306   0,30
Велосипеды 1720*1030*770   8,69
Пряжа 810*730*470   2,46

Обычно внутри ящиков груз находится в потребительской таре (коробках, бутылках, банках, обернут бумагой или пленкой). Фанерные ящики по периметру усиливают деревянными планками. Ящики из гофрированного картона применяют для перевозки кондитерских товаров, пищевых концентратов, консервов, обуви. При многоярусной укладке (10 ярусов и более) для обеспечения сохранности грузов через 3—6 ярусов устраивают деревянные настилы.

К катно-бочковым относятся грузы в бочках, барабанах, баллонах и рулонах. В соответствии с особенностями организации переработки катно-бочковые грузы можно разделить на следующие группы: пищевые продукты и напитки, сырье, животные продукты в бочках, бумага, картон в рулонах, неопасные химические грузы, опасные химические грузы.

Характеристика некоторых катно-бочковых грузов приведена в
табл. 4.2. Физико-химические и транспортно технологические свойства некоторых катно-бочковых грузов следующие: пищевые продукты и напитки требуют предосторожности при перевозке во избежание ослабления обручей, смещения клепок и появления течи. Не рекомендуется выкладывать груз на большую высоту, быстро перекатывать бочки, ударять их одна о другую. Спирт (метиловый, коньячный, этиловый) относится к опасным легковоспламеняющимся веществам, при его транспортировке необходимо соблюдать правила пожарной безопасности.

Особенности и свойства химических грузов регламентируются государственными стандартами и техническими условиями на эту продукцию.

Бумага, картон – груз гигроскопичный, при изменении влажности и температуры воздуха изменяют свои физико-химические свойства. Рулоны при увлажнении деформируются от воздействия внутренних напряжений вплоть до разрыва. Бумага и картон подвержены загрязнению, воздействию жиров, нефтепродуктов и других химических веществ. Погрузочно-разгрузочные работы должны производиться специализированными средствами. Запрещается применять крючья и металлические рычаги. Все транспортные средства, механизмы, захватные приспособления и устройства должны быть чистыми и сухими. Все операции, связанные с перемещением рулонов и картона, должны быть механизированы.

Таблица 4.2.

Техническая характеристика катно-бочковых грузов

Наименование груза Род упаковки Размеры грузового места (высота * диаметр), мм Масса грузового места, кг Удельный погрузочный объем, м3
Масло Растительное Бочки Металлические 900*500   1,95
Пульпа То же 920*570   2,20
Сельдь Бочки деревянные 750*500   1,67
Бумага Рулоны 840*800   3,99
Рубероид То же 1050*250   1,43
Сода каустическая Бочки металлические 710*420   1,20
Калий двухромово-кислый То же 800*320   1,25
Битум То же 960*610   1,30
Канифоль То же 960*520   1,90
Латекс То же 900*560   1,95
Медикаменты Барабаны фанерные 720*370   1,35

В металлических бочках перевозят нефтепродукты, жидкие пищевые продукты и химические вещества. Вместимость металлических бочек до 500 л. Деревянные бочки по назначению делятся на заливные и сухотарные, по форме - на конические и цилиндрические, по форме клепки - на круго­вые и параболические. При укладке бочек пробка должна быть сверху, клепки днищ должны располагаться вертикально.

Металлические барабаны цилиндрической формы вместимо­стью 50, 100, 200 л изготовляют из кровельного железа. Они предназначены для плавких веществ и сухих химикатов, кото­рые относятся в большинстве своем к опасным грузам. Проч­ность металлических барабанов значительно ниже, чем бочек. Деревянные барабаны имеют цилиндрическую форму и служат для упаковки кана­тов, кабелей, проволоки. Масса грузового места составляет от 100 кг до 6 т. Рулоны бумаги и картона снаружи обертывают упаковочной бумагой в несколько слоев.

Катно-бочковые грузы могут укладываться горизонтально или вертикально. Качество укладки груза зависит от правиль­ности укладки первого яруса, поверхность которого должна быть ровной. При укладке бочек на торец между ярусами уст­раивают настил из досок толщиной 20 - 30 мм. Высота уклад­ки деревянных бочек на торец зависит от их вместимости: при вместимости 100 л укладка в 11 ярусов; при вместимости 120 - 150 л укладка в 9 ярусов; при вместимости 200 - 250 л укладка в 8 ярусов.

В мешках перевозят разнообразные грузы, не требующие защиты от механических повреждений (зерно, сахар, мука, кру­па). Мешки являются мягкой упаковкой, по материалу изго­товления бывают тканевые (джутовые), бумажные, рогожные (кули) и пластмассовые. Размеры мешков устанавливаются го­сударственными стандартами.

В табл. 4.3 даны технические характеристики наиболее рас­пространенных мешковых грузов.

Таблица 4.3.

Техническая характеристика мешковых грузов

  Наименование груза   Материал мешка Размеры грузового места (длина * ширина * высота * толщина), мм Масса грузового места, кг Удельный погрузочный объем, м3
Пищевые
Мука, крупа Джутовый 900*450*250   1,70
Сахар-песок То же 750*570*250   1,27
Сахар-рафинад То же 800*600*300   1,36
Овес То же 900*600*240   2,20
Какао-бобы То же 900*600*250   2,44
Кофе То же 900*500*300   2,40
Строительные
Асбест Бумажный 850*630*140   1,13
Цемент То же 750*400*160   0,70
    Химические    
Сульфат Джутовый 900*450*150   2,40
Мочевина То же 900*450*200   2,45
Полиэтилен Полиэтиленовый 900*400*150   любой

Тканевые мешки обладают высокой прочностью, не пропускают пылевидные грузы, плохо защищают от жидкостей запахов, подвержены гниению. Бумажные мешки выпускают многослойными (число слоев до шести) для перевозки строительных материалов, пищевых продуктов и химикатов. Битумированные бумажные мешки водо- и воздухонепроницаемы, кислотоустойчивы. При повышенных температурах и влажности снижается прочность мешков, особенно бумажных. Это имеет важное значение для сохранности таких грузов, как цемент, который затаривается в горячем состоянии. Мешки из синтетических материалов хорошо защищают груз, но их требуется дополнительно упаковывать в бумажные или тканевые мешки для защиты от механических повреждений.

Средние характеристики единицы мешкового груза: длина – 60-100 см, ширина – 40 - 70 см, высота 15 - 40 см, масса 70-80 кг. В бумажных мешках масса груза составляет 40 - 50 кг, в тканевых - до 150 кг.

При перегрузке мешковых грузов запрещается пользоваться крючьями, стальными стропами, волочить груз и сбрасывать его с высоты. Все мешковые грузы являются грузами закрытого хранения.

Грузы в кипах и тюках по особенностям перевозки подразделяются на волокнистые легковоспламеняющиеся материалы, продукцию целлюлозной и бумажной промышленности, сырье животного происхождения, каучук, табак.

По физико-химическим и транспортно-технологическим характеристикам грузы, перевозимые в кипах, подразделяются на твердо прессованные (хлопок) и слабопрессованные (целлюлоза, каучук). Кипа имеет правильную геометрическую форму, чаще всего в виде параллелепипеда.

Техническая характеристика некоторых грузов в кипах и тюках приведена в табл. 4.4.

Таблица 4.4.

Технические характеристики грузов в кипах и тюках

Наименование груза Род упаковки Размеры грузового места (длина * ширина * высота), мм Масса грузового места, кг Удельный погрузочный объем, м3
Хлопок (отечественный) Кипа 1090*740*640   1,05
Хлопок (импортный) То же 1250*750*550   1,27
Лен То же 730*590*460   2,52
Пряжа (штапель) То же 810*630*510   5,66
Джут То же 1250*450*450   3,00
Мешковина То же 1330*1020*600   3,50
Циновка Тюк высота - 1000, диаметр - 560 - -
Пробковая кора Кипа 1200*730*640   7,90
Бумага То же 500*400*500   1,39
Целлюлоза То же 870*72*480   1,60
Листовой картон То же 800*600   1,42
Каучук То же 750*650*400   3,00
Табак То же 1000*610*380   12,00

На ценные грузы, спрессованные в кипы, кладут поперек две планки или деревянный щиток с поперечными планками, через которые кипу стягивают и обвязывают стальной лентой или проволокой. Для малоценных грузов используют мягкую упаковку в кипы без планок с двумя обвязками тонкой стальной лентой.

Рассмотрим физико-химические и транспортно-технологические свойства некоторых грузов в кипах и тюках. К общим транспортным характеристикам киповых грузов относятся: большой удельный объем, гигроскопичность, пылеёмкость, легкая горючесть, подверженность самонагреванию и самовозгоранию, низкая теплопроводность, значительная теплоемкость. Для многих грузов требуются специальные режимы транспортировки (температурные, влажностные, вентиляционные, санитарно-карантинные). Ряд грузов по своим свойствам подпадает под категорию опасных грузов. Масса кип бывает разной, обычно от 100 до 300 кг; удельный погрузочный объем составляет от 2 до 6 м3/т.

Волокнистые материалы по происхождению делятся на естественные и искусственные. К естественным материалам относятся растительные (хлопок, лен, джут, пенька, кенаф), материалы животного происхождения (шерсть, шелк), минеральные (асбест); к искусственным материалам — капрон, вискоза, нейлон и другие продукты химической промышленности.

Волокнистые грузы растительного происхождения (хлопок, лен и т.д.) по условиям перевозки хлопок относятся к опасным грузам. Основные виды опасности — легкогорючесть и самовозгорание. Металлические стяжки лент не должны выступать над поверхностью кип (во избежание искрообразования и нагрева при трении кип), сами кипы должны быть без следов подмочки или масляных пятен. Подмочка данных грузов приводит к плесневению и самонагреванию. Самовозгоранию способствует плохая теплопроводность грузов. В начале процесса самонагревания активизируется деятельность микроорганизмов, что также связано с выделением теплоты. Перевозка их вместе со жмыхами, льняными, конопляными семенами запрещается. Не допускается применение крючьев при производстве погрузочно-разгрузочных работ.

Запрещается маркировать кипы масляными красками, принимать кипы с поврежденными лентами-стяжками; во избежание трения укладка кип должна быть максимально плотной. После перевозки жиров, масел грузовые помещения под волокнистые грузы моют горячей водой с растворителями.

Продукция целлюлозной и бумажной промышленности требует предохранения от увлажнения. При подмочке целлюлоза сильно разбухает, упаковочные пояса лопаются и кипы становятся нетранспортабельными. Бумагу можно грузить совместно с пищевыми грузами, не выделяющими влагу.

Каучук при подмочке выделяет тепло, легко загорается, интенсивно горит, способен прилипать к металлическим поверхностям, что затрудняет разгрузку.

Табак – груз с резким запахом, не подлежит перевозке совместно с грузами, воспринимающими и издающими запахи. Гигроскопичен. Не допускается применение крючьев при выполнении погрузочно-разгрузочных работ. Запрещается грузить поверх табака какие-либо грузы.

Искусственные волокнистые материалы (капрон, нейлон) при повышении температуры теряют прочность, желтеют и могут расплавиться.

Металлы и металлоизделия. К металлам и металлическим изделиям, перевозимым автомобильным транспортом, относятся стали, чугуны, алюминиевые сплавы, металлопрокат и т.п.

Опасность перевозки металлопродукции создается возможностью: смещения груза, могущего привести к потере устойчивости транспортного средства, самонагревания и самовозгорания металлической стружки и металлолома.

Сортовую сталь размером до 30 мм и тонколистовую толщиной до 4 мм перевозят в связках, пакетах. Каждая пачка должна содержать сталь одной партии. По согласованию сторон в пачках можно перевозить сортовую сталь размером до 50 мм и листовую сталь толщиной до 10 мм. Масса пачки при ручной погрузке не должна превышать 80 кг, при механизированной – 10 т, а по требованию грузополучателя – 5 т.

Цветные металлы, сплавы и металлические изделия перевозят в крытых автомобилях либо в контейнерах.

Металлы и металлические изделия следует перевозить следующим образом:

- стальной прокат, уголки, швеллеры и двутавры – в штабелях по профилям на деревянных подкладках с учетом деревянных прокладок между отдельными рядами прокатных изделий;

- стальные канаты – свернутыми в бухты или намотанными на барабаны;

- рулонные сетки – перевязанными мягкой проволокой;

- плоские сетки – связанными в пакеты;

- гайки, шайбы и т. п. – уложенными в тару;

- цветные металлы и сплавы – связанными в пачки и уложенными в тару.

Стальные трубы диаметром до 60 мм с толщиной стенки до 1 мм включительно и трубы диаметром 60 – 12 мм перевозят в жесткой таре, обеспечивающей товарный вид и сохранность труб при транспортировке. Масса одного места при ручной погрузке должна составлять не более 80 кг, при механизированной – до 5 т.

Трубы диаметром 159 мм и более перевозят поштучно. С согласия грузополучателя допускается поштучная перевозка труб диаметром от 114 до 159 мм.

Отводы диаметром до 100 мм необходимо перевозить в контейнерах, свыше 100 мм и гнутые трубы – в бортовых автомобилях.

Соединительные части (фитинги) перевозят в связках до 40 кг в ящиках или контейнерах.

Керамические материалы и изделия. Керамические материалы и изделия в зависимости от основного назначения подразделяются на следующие группы:

· стеновые материалы (глиняный обыкновенный кирпич, глиняный пустотелый кирпич и т. п.);

· кирпич и камни строительные глиняные специального назначения (кирпич для дорожных одежд, глиняный лекальный кирпич и т. п.);

· изделия керамические пустотелые для перекрытий (камни для часторебристых перекрытий и т. п.);

· изделия керамические для облицовки фасадов зданий (кирпич и керамические лицевые камни, подоконные сливы и т. п.)

· изделия керамические для внутренней облицовки (плиты для облицовки стен, плиты для полов и т. п.);

· кровельные материалы (глиняная черепица);

· трубы керамические, канализационные и дренажные;

· изделия керамические кислотоустойчивые (керамические фасонные плитки, кислотоупорный нормальный кирпич и т. п.);

Погрузку, перевозку и разгрузку керамических материалов и изделий осуществляют с учетом следующих требований:

· при перевозке стеновых материалов, камней, кирпича строительного глиняного специального назначения запрещается погрузка навалом и разгрузка сбрасыванием;

· керамические пустотелые изделия для перекрытий укладывают с вертикальным расположением пустот;

· керамические изделия для фасадов зданий укладывают на ребро лицевыми сторонами вместе. При погрузке их необходимо перестилать соломой, стружкой;

· керамические изделия для внутренней облицовки укладывают пачками в таре, глазурованные изделия необходимо перестилать по лицевым сторонам бумагой и по площади кузова автомобиля соломой или стружкой;

· кровельные материалы укладывают на длинное ребро штабелями. Ряды штабелей необходимо перекладывать мягкими упаковочными материалами;

· керамические канализационные трубы укладывают вертикальными рядами с перевязкой веревкой в верхней части, обеспечивающей сохранность труб;

· керамические дренажные трубы перевозят в специализированных контейнерах.

Стеновые материалы, камни и строительный глиняный кирпич специального назначения перевозят только пакетами на поддонах. Пакеты различной номинальной массы формируют на поддонах принятого габарита путем изменения числа рядов в пакете.

При укладке стеновых материалов на поддоны необходимо обеспечить тщательность укладки, правильную форму пакета и одинаковое количество уложенных в них кирпича или камней в соответствии с принятой раскладкой.

Погрузку пакетов или камней на автомобили и прицепы осуществляют козловыми кранами или башенными, погрузчиками, автомобильными кранами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: