В XX веке мыслители, культурологи, философы (О.Шпенглер, А.Швейцер, К.Г.Юнг, П.Сорокин, Х.Ортега-и-Гассет) поставили европейской культуре диагноз: хаос, кризис, духовный упадок. Успехи науки и техники обеспечили материальное благосостояние человека, повысили уровень материальных притязаний. Современный западный человек перенапряжен. Сверхзанятость ведет к умиранию духовного в человеке, последствием перенапряжения является потребность в развлечениях. Поскольку современная европейская культура безрелигиозна, то она призывает развлекаться жить для себя и сегодняшним днем. Ценностями в такой культуре становятся абсолютная праздность, в такой культуре нет места духовному напряжению и поиску, самоограничению, самоконтролю. Такую ситуацию культурологи оценили как тупик европейской культуры. В силу этого особое значение приобретает переосмысление духовной культуры и обращение к ней.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Эпоха Просвещения в Европе начинается в:
а) XV веке;
б) XVI веке;
|
|
в)XIX веке;
+г) XVIII веке.
2. Деятели эпохи Просвещения утверждали:
а) идею возвращения религиозного человека;
б) идею приоритета традиционализма;
в) идею возврата античности и Возрождения;
+г) приоритет рационализма и воспитания «нового человека».
3. В XIX веке в европейской культуре произошло очередное изменение ценностей. Главным лозунгом эпохи стал:
+а) Свобода. Равенство. Братство.
б) Хлеба и зрелищ;
в) После нас хоть потоп;
г) Живи настоящим.
4. Главный принцип европейской культуры в XIX веке:
а) мультикультурность;
б) коллективность;
+в) индивидуализм;
г) драматизм.
5.XX век европейской культуры Шпенглер О., Юнг К.Г., Швейцер А. охарактеризовали как время:
а) время расцвета религиозности;
б) время духовного подъема, духовного аскетизма;
+в) время духовной деградации; хаоса, кризиса, духовного упадка;
г) период бурного развития искусства и живописи.
Лекция 5. Основы традиционных культур Востока