Распространение буддизма

Буддизм возник как духовная революция, может именно поэтому постепенно сходит со сцены в самой Индии, которая не терпит революций, и к 12 в н.э. его там уже практически нет. Зато он завоевывает себе новое культурное пространство в странах Южной и Юго-Восточной Азии, в Тибете, Монголии, Бурятии, Китае и Японии. Индийская культура не тяготеет к идейной борьбе, предпочитая компромиссы и синтез. Поэтому по мере распространения в народе буддизм впитывает все больше черт отвергнутого им брахманизма, что рано или поздно ставит вопрос о необходимости синтеза. Этим синтезом и стал ныне господствующий в стране индуизм. Причем синтез этот при взгляде со стороны достаточно эклектичен и в сонме индийских богов, их взаимоотношениях и функциях каким-то чудом ухитряются разобраться только сами жители Индии, не упускающие возможности включать в ритуалы и остатки старых местных племенных верований. И все это прекрасно уживается рядом друг с другом.

Этика и специфика джайнизма

Джайнизм возникает одновременно с буддизмом сначала на Северо-востоке Индии, а затем распространяется на ее центральную часть. Его роднит с буддизмом отрицание, хотя и в меньшей степени, брахманистского жесткого ритуала и закрепления социальных ролей в обществе, а также личностная направленность. Но в отличие от буддизма джайнизм настаивает на соблюдении строгих нравственных норм, на различии религиозной и светской - морали. Тщательно разработанные правила аскетического поведения и, в частности, принцип ахимсы /непричинения вреда всему живому / - характерные черты джайнизма. Последователи наиболее суровых направлений даже метут перед собой метелочкой землю, чтобы не задавить муравья или паучка. Но эта жесткость нравственных норм, неизбежно связана с их формализацией и критики неоднократно отмечали, что джайны могут свято соблюдать ахимсу, но не оказать помощь голодному ребенку у своих ворот - это не входит в кодекс норм т.к. у каждого своя карма. Этот искусственно ограниченный и формализованный характер этических норм роднит джайнов с европейскими протестантами. Те тоже гордились своей деловой честностью и выполнением обязательств в бизнесе, но не смущались зверской эксплуатации рабочих и детского труда. Недаром и в Индии джайны - в основном представители торгово-промышленных слоев и очень активны в бизнесе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: