Краткая характеристика буддизма

Буддизм возникает первично как своеобразная духовная революция, снимающая жесткое деление общества на сословия, утверждающая идею принципиального равенства людей и дающая каждому надежду на духовное спасение. Причем внутри буддизма в дальнейшем происходит "демократизация" религии: первичный вариант Хинаяна /узкий путь/, где фактически только монах-аскет мог претендовать на блаженство, сменяется более народным и мягким вариантом Махаяна /широкий путь/. В Махаяне все члены религиозной общины, миряне, обретают пути к спасению, а аскеты лишь выполняют свою специфическую функцию - служить нравственным примером и молиться за мирян.

Основатель буддизма - принц Гаутама /позднее Будда -просветленный/ по контрасту со счастливым и безоблачным детством постепенно познает наличие зла и страданий в мире и формирует свои четыре "благородных принципа". Он утверждает в них, что мир - это мир страданий, исток их - собственные желания и для избавления необходим отказ от желаний, вступление на путь добродетели. Стоит подчеркнуть, что тут видны резкие отличия от мира христианской культуры. Страдания в буддизме - несомненное зло, которого нужно избегать, в то время как для христианина страдание - благо, очередное испытание, ниспосланное Богом, и его надо выдержать, чтобы возвыситься в глазах Господа. В христианстве смерть - предстание перед судом Всевышнего, в Индии нирвана - высшее блаженство без чувств, стремлений и мыслей, без ощущения "Я" – это абсолютный покой.

Этика буддизма

В христианстве Христос обещает верующим вечную жизнь как главную награду, а в Индии вечная жизнь в цикле бесконечных перерождений - главное зло мира и путь бесконечных страданий всех живых существ, а нирвана - единственный выход из этого круга, пресечение жизней. Логически из этого можно вывести даже оправдание убийства: ведь оно иллюзорно, это лишь смена одежды, формы существования. Такое оправдание встречается в одной из священных книг, «Бхагаватгите», но реально таких выводов, конечно, не делали и история Индии - одна из самых гуманных и мягких в мире. В Индии совсем другое понимание греха и некоторые из них, например - плотские утехи, совсем грехом не считаются. Личного божественного суда нет, а есть автоматически и безжалостно действующий закон кармы, определяющий характер следующего рождения живого существа (реинкарнация), которое зачастую и является наказанием за грехи прошлого.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: