Представление китайской культуры о мироустройстве

Китайское мировидение исходит из существования первичных противоположностей инь и янь, но они не могут противоборствовать по той простой причине, что одновременно олицетворяют мужское и женское начало. В этом качестве они скорее обуславливают друг друга и стремятся к слиянию, творя этим единство мира. Мир устроен на редкость гармонично и просто: небо /мужское начало/ укрывает Землю /женское начало/ и поливает ее дождями. Она в ответ радостно плодоносит. В этой картине нет места Богу-творцу: мужское и женское начало разлиты в природе, это ее суть, и китайский язык даже не знает слов среднего рода - они нелепы и неуместны в таком мире. Священное слияние мужского и женского творится без Бога Творца и не нуждается в свидетелях. Так образуется один из парадоксов культуры Китая: есть религиозная вера, храмы, жрецы, но нет идеи Бога Творца в христианском понимании.

Отношение к традиции и обновлению в Китае

Для Китая характерно восточное отношение к проблеме сочетания древнего и нового, традиции и обновления. Европейское сознание Нового времени, за исключением остатков британского консерватизма, предпочитает во всем новизну, и эта тяга усиливается по мере американизации Европы. Быть современным, модным, новехоньким - это достоинство. На Востоке статус нового всегда сомнителен и не доказан. И это, в общем-то, более естественный образ мыслей. Ведь и Гегель утверждал, что все действительное разумно, отнюдь не относя к действительно сущему все новшества и реформы, а лишь закрепленные временем и обнаружившие соответствие ходу эволюции Мирового Духа, миру идей. Восточный же мыслитель, отклоняя проверку идеями, усилил бы временной акцент и сказал бы, что все древнее - разумно, так как оправдало себя самим фактом длительного существования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: