Ценности конфуцианства

Высший, даже император, нарушающий свой долг, автоматически лишается морального права на верховенство. Исходя из этого, в Китае достаточно регулярные крестьянские восстания служили своеобразной формой реальной демократии, ограничивающей власть правителей. Теоретически это связано с учением об "исправлении имен ". Правильная жизнь - это жизнь "по понятиям", когда правитель - это действительно мудрый и справедливый отец всего общества, отец семейства – действительно отец, правда - это правда, а ложь – это ложь, каждый знает свое место и роль и соответствует своему понятию.

Тут явная перекличка с идеями Платона и Гегеля. Но время от времени все стихийно искажается, запутывается в мире, и тогда надо снова все расставлять по местам для восстановления гармонии. Таким образом, порядок по Конфуцию - не застой и деспотия, в циклы его развития включается периодическая необходимость восстановления соответствия нравственным основам. Именно они - высший критерий и мера порядка. Хотя исходной в конфуцианстве, как и в даосизме, тоже является воля Неба, но она трактуется не столько как природный закон, сколько как высшая духовная сила, моральный закон "дао".

Человек от природы наделен нравственным потенциалом, и жить в согласии с природой - это значит и в согласии с собой. Благой муж живет по идеалам добра, справедливости и по закону - "жэнь", закону человечности. Принцип почтительности как сыновний долг и закон социальной иерархии – это основа ценностей конфуцианства. Признак благородства - думать о своем долге, а не о правах, в этом резкое различие с европейской культурой Нового времени. Важнейшие средства достижения блага - музыка и ритуал, упорядочивающие мир и человеческую душу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: